Памятники архитектуры: Село Хопылёво
Вниз по Волге в десяти километрах от села Красное расположено село Хопылево, пристань Колхозник. Здесь, на краю села, находится очень интересный памятник культового зодчества – собор Богоявленского Островского монастыря. История этой обители известна лишь в самых общих чертах. Возникнув в начале XVI в. на островке посреди Волги, монастырь позднее был перенесен на левый берег. Известно, что во второй половине XVII в. монастырские власти жаловались самому царю Алексею Михайловичу на самоуправства соседних помещиков, на дерзость романовских питейных целовальников, открывших кабак прямо под стенами тихой обители.
К началу XVIII в. монастырь, владевший несколькими сотнями крестьянских душ, уже имел достаточные средства для постройки каменного собора, который и был возведен в 1701 г.
В 1764 г. Екатерина II отобрала у монастырей принадлежавшие им земли. Сотни мелких монастырей были закрыты, а их храмы превращены в обычные приходские церкви. Эта же участь постигла и Островскую обитель. Сохранилось составленное в связи с этим в 1766 г. описание монастыря. Оно зафиксировало не только движимость, но и все имевшиеся тогда постройки. Кроме каменного Богоявленского собора, в описи упоминаются и деревянные здания: надвратная церковь, корпус братских келий, поварня, хлебня, два амбара, погребок, сушило и приворотная изба. Окружала монастырь прямоугольная в плане деревянная ограда со сторонами 150 и 130 м. Из всего этого до наших дней уцелел один лишь древний собор – свидетелю трех веков.
Богоявленский храм представляет собой массивный, поднятый на высокий подклет четверик, увенчанный крупным пятиглавием. С северной и западной сторон на уровне второго этажа храм опоясывают широкие галереи, опорой для которых служит мощная аркада. С востока к четверику примыкают апсиды верхней и нижней церквей, а также апсида Казанского придела, устроенного в северной галерее. Перед западным фасадом расположена шатровая колокольня, под которой находится лестница, ведущая на галереи.
Композиционное решение храма весьма архаично для своего времени. Оно вызывает в памяти такие произведения ярославского зодчества как церковь Ильи Пророка в Ярославле (1647-1650), Крестовоздвиженский собор в Тутаеве (1658). Вместе с тем, монастырские власти несомненно имели в виду и Толгский монастырь, где в 1681-1688 гг. был возведен архаичный по своей архитектуре Введенский собор.
Интересная конструктивная особенность Богоявленского собора – двухстолпие. В интерьере опорой для венчающей части здания служат не четыре, как это принято в ярославском зодчестве XVII в., а всего лишь два столпа. С помощью довольно сложной системы цилиндрических и лотковых сводов часть нагрузки переносится на стены. Двухстолпие позволяет увеличить площадь храма, облегчает восприятие его внутреннего убранства. Этот своеобразный, требующий большого профессионального мастерства зодчих прием зародился еще в середине XVI в. на русском севере и оттуда впоследствии распространился по всей центральной части страны.
Своеобразие конструкции храма ярко отразилось и в его внешнем облике. Восточное прясло южной стены значительно шире двух других. В связи со сложным построением сводов лишь один из пяти барабанов (центральный) сделан световым. Стремясь компенсировать недостаток верхнего света, мастера отказались от галереи на южной стороне. Это позволило ввести здесь дополнительный ярус окон.
Фасадный декор Богоявленского собора, также как и его объемное решение, ориентирован на архитектурные вкусы допетровской эпохи. Все четыре фасада решены по-разному. Южная стена, которая играет роль главного, обращенного к Волге фасада здания, отличается богатством декора. Расположенные здесь оконные проемы оформлены наличниками трех типов: с одним килевидным кокошником, со сдвоенными кокошниками и со сдвоенными треугольными фронтончиками. Широкие лопатки, делящие фасад на три прясла, пересекают межэтажный поясок поребрика. В поле центральной декоративной закомары устроена заглубленная в стену нишка-киот с килевидным обрамлением. К этому следует добавить и утраченное ныне колористическое решение южного фасада: сочетание белого фона стены и фресок, помещавшихся в полукружьях двух других закомар. В середине XIX в. собор был выкрашен в модные тогда желто-белые цвета.
Северный фасад собора выглядит совершенно по-иному. Здесь превалируют крупные архитектурные формы. Низкие, словно вдавленные в землю столбы, торжественно-монотонный ритм несущих арок первого этажа и арочных оконных проемов галереи создают настроение отрешенности. Пластическое богатство северного фасада усиливается использованием в убранстве галереи таких декоративных форм, как многообломный карниз, квадратные ниши-ширинки, широкие лопатки между окнами, а также межэтажный пояс поребрика. Над галереей, в верхней части западного и восточного прясел стены, прорезаны окна, обрамленные наличниками с парными треугольными фронтончиками; центральное прясло не имеет окон.
В оформлении алтарной части храма использованы наличники тех же типов, что и на южной стороне, а также идущий по всему периметру здания межэтажный поясок поребрика.
Перед западным фасадом собора поставлена шатровая колокольня. Ее восьмигранный столп, покоящийся на прорезанном арками кубическом основании, завершается ярусом звона, пролеты которого сильно вытянуты по вертикали. Грани восьмерика оформлены широкими лопатками. Ребра шатра подчеркнуты тонкими валиками-гуртами. В соответствии с общим плоскостным характером декора храма архивольты яруса звона, так же как и треугольные наличники слухов, выполнены в низком рельефе.
Под колокольней находится лестница, ведущая на галерею. Дверной проем летнего храма оформлен богато украшенным перспективным порталом с дыньками. Интерьер сильно пострадал от времени. Полностью утрачен четырехъярусный иконостас, завершавшийся распятием. Однако на стенах частично сохранилась живопись середины XIX в. Некоторые композиции евангельского цикла помещены в пышные рисованные рамы. На южной стене помещена патрональная храму композиция Богоявление, на западной стене интересна композиция Богоматерь Одигитрия с предстоящими.
Неподалеку, в д. Бурнаково располагалось поместье дворян Ушаковых. В Хопылёво, в Богоявленском соборе был крещён адмирал Фёдор Ушаков, причисленный к лику святых, здесь же крестили и его дядю, преподобного Фёдора Санаксарского.
К северу от Богоявленского собора находится сильно поврежденное приземистое здание из красного кирпича. Это выстроенная в 1910-1914 гг. церковь Александра Невского. Ее суховатые эклектичные формы резко контрастируют с архитектурой собора.
С берегового откоса и от пристани видно, как волнами колышется под ветром темная зелень старых деревьев, а над ней, словно корабль, плывущий по океану времени, высится древний Богоявленский собор.
Смотреть комментарии → 2 комментария