Строительство Рыбинского гидроузла

Oops! Соответствующей картинки нет

Наличие Молого-Шекснинского междуречья, этой огромной естественной чаши, позволяло создать водохранилище, которое бы полностью зарегулировало годовые стоки трех крупных рек: Волги, Шексны и Мологи.

Подробнее об истории создания Рыбинского гидроузла, Волголаге и затопленных территориях читайте на сайте «Помним» >>>

Создание гидроузла у Рыбинска требовало сооружения двух плотин—на Волге и на Шексне, что тоже представляло определенное удобство: на Волге сделать шлюзы, а на Шексне— ГЭС. При большой площади водохранилища можно было назначать максимальный напор, что позволило бы построить гидроэлектростанцию значительной мощности, почти полностью избежать холостых сбросов и создать глубоководные пути до Углича, Череповца и строящегося в то время канала Москва— Волга (теперь канал им. Москвы). Промежуточную ступень между Иваньковским и рыбинским гидроузлами по новому варианту предполагалось создать у древнего города Углича.

Вот такие доводы в пользу Угличско-Рыбинского варианта привели в своем письме к правительства Госплан СССР назначил специальную комиссию для тщательной экспертизы предложенного варианта, возглавляемую известным всей стране строителем Беломоро-Балтийского канала и канала им. Москвы, выдающимся советским гидротехником С. Я. Жуком. Предстояло проделать огромную работу по технико-экономическому обоснованию строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов.

Необходимо было исследовать действительные запасы воды рек Волги, Шексны и Мологи, выявить геологическое строение мест сооружения гидроузлов, произвести различные гидротехнические, гидрологические, электротехнические, экономические и другие расчеты. Когда вся эта работа была выполнена, стало ясно, что строительство в Ярославле надо прекращать и переносить в Рыбинск и Углич.

Государственная комиссия решила: строительство Ярославского гидроузла, как неэффективного, прекратить; створ гидроузла перенести выше города Рыбинска, разместить его раздельно: на реке Волге — в районе села Переборы и на реке Шексне—невдалеке от устья, выведя таким образом город из зоны затопления, чтобы не препятствовать его будущему развитию; повысить уровень Рыбинского водохранилища до максимальной отметки в соответствии с результатами гидротехнических, гидрологических и экономических расчетов; промежуточную ступень между Иваньковским и Рыбинским гидроузлами назначить выше города Углича, создав тем самым каскад трех взаимно подпертых гидроузлов.

Выводы Государственной комиссии были утверждены Госпланом СССР, было принято решение о строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов.

Создание Рыбинского и Угличского гидроузлов по своим масштабам, смелости и оригинальности технических решений не имело аналогов в мировой практике гидротехнического строительства на равнинных реках и нескальных основаниях. Если Нижне-Свирская ГЭС была первым в мире сооружением, построенным на нескальных грунтах, то идея каскада гидроузлов, идея создания больших водохранилищ, позволяющих полностью зарегулировать годовой сток рек, идея наиболее эффективного, комплексного использования водных ресурсов — все это было впервые осуществлено у нас, на Верхней Волге.

Принципы, положенные в основу строительства Рыбинско-Угличского каскада, стали классическими и были применены при сооружении не только всех гидроузлов «Большой Волги», но и на других равнинных реках.

И вообще, все, что делалось тогда на гидроузлах в Угличе и Рыбинске, было необычным, новым, грандиозным… В 1938 году, когда были утверждены технический проект и генеральная смета нового строительства, проектная группа вошла в состав управления «Волгострой» и переехала в Переборы. С этих пор тех сектор под руководством Г. А. Чернилова стал техническим и научным штабом стройки, который занимался решением многочисленных проблем, связанных с возведением сооружений на большой равнинной реке, на нескальных основаниях. А проблем было действительно очень много. Приходилось решать их в ходе проектирования и строительства.


Первоначально строительство Углического и Рыбинского гидроузлов (Волгострой) было поручено Дмитровскому исправительно-трудовому лагерю, но 16 сентября 1935 года ГУЛАГу НКВД приказано немедленно приступить к организации самостоятельного Управления строительства и ИТЛ (Волголаг).
В 1936 году в лагере находилось 19 420 заключённых, в последующие годы происходил рост численности контингента. В 1941 году, накануне войны, он достиг максимума за все годы своего существования: в Волголаге тогда находилось 85 509 человек. Когда все основные работы по сооружению гидроузлов и ГЭС были завершены, Волголаг преобразовали в Рыбинский исправительно-трудовой лагерь: численность заключённых в эти годы значительно сократилась, в последующем же находилась на уровне 22 тысяч человек. Так на 01 января 1944 года в лагере числилось 22 584 заключенных; в течение этого года в Волжский ИТЛ прибыло 11 681 заключенный, убыло — 12 775 человек, из них освобождено — 6839, умерло — 4843, бежало — 135; к 01 января 1945-го в Волголаге насчитывалось 21 490 заключенных.

С мая 1938 года технический сектор начал изготавливать рабочие чертежи для строек на Верхней Волге.

Строительство подсобных объектов, сооружений, жилья и объектов соцкультбыта, а также различные изыскательские и исследовательские работы начались с осени 1935 года, когда на утвержденную правительством новостройку стали прибывать рабочие, инженеры и техники, уже имевшие опыт гидротехнического строительства на Волховской, Нижне-Свирской и Днепровской гидроэлектростанциях. К работам широко привлекалось местное население из Рыбинска и его окрестностей.

Быстрыми темпами сооружался поселок строителей. Вскоре жилые дома и другие здания «Волгостроя» окружили маленькую деревню Переборы. Улицы в поселке носили специфические названия—Инженерная, Архитектурная, Строительная, Плотинная, Шлюзовая, Гэсовская. Главную улицу поселка назвали Волжским проспектом в честь великой русской реки. Одновременно со строительством вспомогательных и основных сооружений Рыбинского гидроузла началась подготовка зон затопления будущим водохранилищем. Для Рыбинского водохранилища площадь затопления составляла около 5000 квадратных километров В зону затопления при Рыбинском гидроузле попадали 663 деревни. С географической карты должен быть должен был исчезнуть уездный город Молога. Частично подтоплялись города Калязин, Углич, Мышкин, Брейтово, Весьегонск и Пошехонье-Володарск. Необходимо было переселить на новые места 130 тысяч человек. На площадях, подлежащих затоплению, располагались 408 колхозов, 46 сельских больниц, 224 школы, 258 предприятий местной промышленности Kpoмe переселения людей и перебазирования учреждений и предприятий, предстояло вырубить и вывезти лес с площади в 3645 квадратных километров, построить вновь и реконструировать 150 километров железнодорожных путей, автогужевые дороги, а также пять железнодорожных мостов через Волгу, Шексну и Суду .

Из хозяйственного использования угодий в результате за топления изымалось: 14% пашни, 17% лугов, 7% выгонов, 2% усадеб. На леса, кустарники и болота приходилось 56% затопляемой территории. Подтоплялось несколько малых рек и озер, что составляло 4°/о площади затопления. Все работы по подготовке ложа будущего водохранилища должны были быть выполнены ко времени окончания строительства гидроузла и перекрытия Волги и Шексны, то есть к весне 1941 года.

Для организации и руководства этими работами в составе управления «Волгострой» был создан отдел подготовки зоны затопления (ОПЗЗ).

Подготовка этой зоны началась с обозначения на местности границ затопления. Топографы ставили репера, которые указывали линию, разделяющую сушу и воду. Вот с этих самых реперов и начались различные разговоры и суждения. Местные бородачи, прожившие долгую жизнь на Молого-Шекснинском междуречье, видевшие буйные разливы рек в многоводные годы, а особенно в 1926 году, сомневались, что плотины могут сдержать напор весенних вод. Многие сулили катастрофу.

А время шло, и работы продолжались. С 1936 по 1940 годы в зоне затопления было вырублено 11 миллионов кубометров строевого и товарного леса. Из шести миллионов кубометров древесины были изготовлены плоты и оставлены на месте с тем расчетом, что их можно будет буксировать судами после наполнения водохранилища. Остальные пять миллионов кубометров были вывезены сразу же после вырубки и пошли на нужды народного хозяйства.

Особенно тщательно проводилась расчистка от леса и кустарников будущих судоходных трасс, а также мест лова рыбы. Однако полная очистка ложа водохранилища в столь сжатые сроки оказалась невозможной. После отборочной вырубки леса и кустарники занимали около четверти площади, подлежащей затоплению. Кроме прямых убытков, это сулило помехи для судоходства, рыбного хозяйства, работы гидроэлектростанции. Сроки самоочищения водохранилища от затопленной на корню древесины не; были известны, так как подобный эксперимент. проводился впервые.

На левобережной пойме реки Мологи и ее притоках располагались самые северные по широте дубовые леса. Они занимали площадь, равную двум тысячам гектаров. Дубы были срезаны под корень и тракторами доставлены в район деревни Осмерицы. Часть дубовой древесины была использована на различные нужды, в частности, для некоторых узлов гидросооружений.

Большую проблему представляло поведение торфяных массивов на болотах, подлежащих затоплению. По всем расчетам эти массивы должны были всплыть на поверхность воды, превратившись в плавучие острова, что создало бы дополнительные трудности для судоходства и работы ГЭС. В инженерных кругах обсуждался этот вопрос. Предлагались различные варианты закрепления торфяных массивов, в том числе загрузка их камнем или забивка свай. После долгих споров решено было оставить торфяные массивы в естественном состоянии, чтобы изучить в дальнейшем их влияние на жизнь водохранилища и его эксплуатацию, а также учесть это явление при создании будущих гидроузлов. Весной 1941 года наступил самый ответственный момент в многолетней работе гидростроителей. Все было готово к наполнению водохранилища. Ждали только паводка. 13 апреля 1941 года забетонирован последний пролет Рыбинской плотины. Паводочные воды Волги и Шексны, встретив неодолимое препятствие, начали заливать свои русла и поймы, а затем и Молого-Шекснинское междуречье. Дата 13 апреля 1941 года стала днем рождения Рыбинского водохранилища.

Для создания Рыбинского водохранилища в 1941 году выше г.Рыбинска были перекрыты плотинами две большие реки – Волга и Шексна.

Наполнить Рыбинское водохранилище до проектной отметки в 1941 году не удалось—не хватило объема весеннего половодья. Однако в первый же год своего существования рукотворное коре начало жить полнокровной жизнью. Подпор от Рыбинских плотин распространился по Волге на 120 километров, по Мологе—на 226 километров, по Шексне—на 326 километров и по Суде—на 53 километра. На эти расстояния реки стали судоходными. Перекаты ушли глубоко в воду. Пароходы пошли по судоходным трассам. Путь из Рыбинска до Череповца сократился на 77 километров, до Весьегонска—на 40 километров.

Как и ожидалось, Рыбинское водохранилище со своей большой открытой площадью оказалось бурным. А по нему продолжали ходить старые волжские мелкосидящие колесные пароходы. В штормовые дни пароходы прятались в подветренной кромке. затопленного леса, терпеливо ждали тихой погоды. С осени 1941 года из Москвы и Калинина, через три водохранилища, на Оку и Каму пошли суда с эвакуированным населением, оборудованием фабрик и заводов; навстречу им шли грузы с низовья Волги и Урала, так необходимые Москве, отражающей натиск фашистских полчищ.

К началу Отечественной войны Угличский гидроузел был близок к проектной готовности. Два его агрегата посылали ток в Москву. На Рыбинской ГЭС монтировался только первый агрегат. Линия электропередачи от Рыбинска до Углича была еще не достроена.

Обстановка требовала форсирования работ. Первый агрегат Рыбинской ГЭС был пущен в эксплуатацию 19 ноября 1941 года, второй — в январе 1942 года. Вскоре была достроена линия электропередачи до Углича, и в Москву пошел ток и с Угличской, и с Рыбинской гидроэлектростанций.

За годы Отечественной войны Угличская и Рыбинская станции выработали около 4 миллиардов киловатт-часов электроэнергии и сэкономили 5 миллионов тонн топлива. Чтобы дать Москве больше электроэнергии, Рыбинская ГЭС срабатывала воду из водохранилища до самых низких отметок. Заполнение водохранилища до проектного уровня было закончено лишь в 1947 году., т.к. в годы Отечественной войны одновременно с наполнением производилась и сработка водоема.

Читайте также:

Комментарии:

  1. Владимир пишет:

    07 Фев 2010

    Ответить

    СПАСИБО ЗА ВАШ САЙТ. РОДИЛСЯ НЕДАЛЕКО ОТ РЫБИНСКА, В БОЛЬШЕСЕЛЬСКОМ РАЙОНЕ. РОДИНЫ УЖЕ НЕТ, ВСЕ ДЕРЕВНИ В ОКРУГЕ ИСЧЕЗЛИ С ЛИЦА ЗЕМЛИ. НЕДОЛГО ЖИЛ, УЧИЛСЯ И РАБОТАЛ В РЫБИНСКЕ. ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ УЗНАЕШЬ ИСТОРИЮ. СПАСИБО.
    ВЛАД. ЗАТО СЕВЕРОМОРСК.

  2. Юлия пишет:

    03 Авг 2010

    Ответить

    Мой дед ( военный врач) с семьей был в эвакуации( из Питера) вместе с госпиталем в этих местах — госпиталь был в Рыбинске, жили они в Переборах — он много рассказывал про затопление…Про то как немцы старались разбомбить обязательно плотины на электростанции. Отец маленький был но очень хорошо помнит налеты , как спасались в погребе… Это наша история, это судьба нашей страны. Мы ОБЯЗАНЫ это знать и передать это знание своим детям. Спасибо вам! Низкий поклон.

  3. Ольга пишет:

    17 Авг 2010

    Ответить

    БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА ВАШ САЙТ! Я живу недалеко от микрорайона Переборы. Часто вижу те места. Ком в горле, когда понимаешь сколько пришлось вытерпеть и выстрадать людям в те страшные годы. Спасибо им за день сегодняшний. Мы должны помнить и хранить нашу историю! Низкий поклон.Вечная память.

  4. Владимир пишет:

    18 Ноя 2010

    Ответить

    Вырос в пос. Волжский( как раз между станцией и шлюзами). В детстве излазал вдоль и поперёк эти сооружения, и поражён масштабами стройки. Всё вручную, говорят работал лишь один экскаватор. Видел захоронения зеков, мере костей в метре от земли. С удовольствием прочитал информацию, узнал много нового. Горд за своих земляков, сделавщих эти места историческими для страны. Большое спасибо. Ещё бы фоток побольше.

  5. Заболотный Николай Григорьевич пишет:

    14 Фев 2015

    Ответить

    Родился в ноябре 1938 в бараках строителей светлого будущего.Отец «служил»помощьником машиниста парового экскаватора. 9-го мая 41-го попал в паровую аварию.Войну встретил на больничной койке об-
    мотанный бинтами среди обречённых,но выжил — мясо обросло кожей только к 55году. В 43-м нас эвакуиро-
    вали вместе с техникой,которую передали в Минуголь (г.Карпинск,Сврд.обл.),где и встретили Победу.
    Из прошлого хорошо запомнил только вой сирены воздушной тревоги,на звуки которой я хватал ночной гор-
    шок и забивался под кровать (со слов покойной матери),которая с трудом оттаскивала меня в бомбоубежище,
    а сама убегала, как боец самообороны, на крыши домов сбрасывать зажигалки,для чего у неё были специаль-
    ные клещи.Запомнилась эвакуация,которая длилась месяца два-три.Навстречу шла военная техника — на фронт,а мы со своими железяками часами отстаивались в тупиках — паравоз отстёгивали и он тоже ухо-
    дил на фронт.Вместе с нами в тыл и с
    той же быстротой шли железнодорожные платформы с наваленной би-
    той техникой и мы (с отцом) бродили вдоль этого хлама,иногда подбирая что-нибудь интересное.И так уж
    получилось,что моими игрушками с младых коктей были обломки самолётных приборов,которыми я очень до-
    рожил до самой школы.Быть может это и сыграло в моей судьбе то,что я так всю жизнь посвятил «железя-
    кам»,стал «Заслуженным конструктором РФ»,Изобретателем СССР и проч.
    Вот так Рыбинск вошёл в мою жизнь.Позже мне довелось служить в нём,в зенитно-артиллерийском полку и
    наша батарея 100мм. пушек стояла в недалеке от самой ГЭС на угрюмом пустыре,заросшем каким-то сорня-
    ком. Быть может эта угрюмость окружения и убила во мне любопытство к городу,где я родился.Позже,мама
    меня корила за то,что я не удосужился отыскать родные бараки (а они ещё тогда были)и быть может най-
    ти в них своего крёсного-мама говорила,что после освобождения ему некуда было уезжать. …
    Сейчас,когда на исходе восьмой десяток лет,я корю себя что плохо познакомился с родным городом,
    но с какойто потаённой грустью воспринимаю всё,что связано с ним.
    Спасибо авторам этого сайта за информацию о Рыбинске.Он дорогого стоит в судьбе России и я горд,
    что в нём родился,хоть и в бараках.Считаю себя одним из старейших энегетиков России.


Добавить комментарий

Имя обязательно

Комментарий c активными интернет-ссылками (http / www) автоматически помечается как spam

18+ © 2002-2017 РЫБИНСКonLine: Все, что Вы хотели знать... Рыбинск