20 октября в 18:00 в ОКЦ режиссёр Евгений Цымбал покажет посетителям и членам рыбинского киноклуба «Современника» документальный фильм «Оскар», любезно предоставленный кинопрокатной компанией «Синедок».

Евгений Васильевич впервые посетил наш киноклуб в 1983 году. А в прошлом сезоне мы познакомились с его фильмом «Защитник Седов» (1988, по рассказу Ильи Зверева), завоевавшим множество фестивальных наград и ставшим одним из знаковых творений периода перестройки. Перейдя в 90-х в документалистику, режиссёр создал несколько телециклов и полтора десятка неигровых фильмов, в т.ч. о Дзиге Вертове («Дзига и его братья», 2002, премия «Ника»), Александре Кайдановском («Сны сталкера»), о катаклизмах ХХ века («Обыкновенный большевизм» и «Дневник из сожжённого гетто»).

Новый фильм, снятый им вместе с Александром Смолянским – это история одного из самых знаменитых русских художников нашего времени Оскара Рабина на фоне трех десятилетий советской истории, рассказ об успешном опыте противостояния режиму с помощью красок и кисточки. Это фильм о человеке, бросившем вызов тоталитарному государству и одержавшем победу.

В 1974 году он вместе группой друзей-художников устроил на московском пустыре неразрешённую выставку под открытым небом. Власти разгромили выставку бульдозерами, вынудили художника эмигрировать и лишили его советского гражданства. Но он показал, как можно сохранить внутреннюю свободу, живя в несвободной стране и каким мощным оружием может быть ненасильственное сопротивление. Это фильм о тяжёлом времени и о светлом человеке, не желавшем идти на компромисс со злом.

Нынче Оскару Рабину, живущему в Париже, исполнилось девяносто лет.

Фильм о знаменитом художнике нашего времени

Говорят, режиссёр умирает в актёре. Это в театре, отчасти в игровом кино. А как в документальном? Тут всё направлено на то, чтобы раскрыть реальность с её проблемами, живыми людьми, окружающим миром. Но если оба, и автор, и его герой – подлинные творцы, возникает как итог взаимодействия – произведение киноискусства.

Евгений Цымбал впервые побывал в гостях у рыбинского «Современника» в 1983 году, на пару с Никитой Михалковым. Тогда они вместе работали на съёмках рязановского «Жестокого романса», проходивших в Костроме: Михалков играл Паратова, а Цымбал выполнял функции второго режиссёра. В кино он пришёл в 70-х, успев к тому времени окончить истфак Ростовского университета, аспирантуру, поработать социологом. На «Мосфильме» был администратором, потом ассистентом и вторым режиссёром, сотрудничал с Н.Михалковым, А.Тарковским, Э.Рязановым. У последнего же учился на Высших режиссёрских курсах. Дебютировав в 1988 г. в качестве режиссёра-постановщика, сразу получил международное признание. Его фильм «Защитник Седов» завоевал множество фестивальных наград, включая специальный приз жюри и приз FIPRESCI на МКФ в Мангейме, а также премию BAFTA (Британской киноакадемии). Несмотря на средний метраж, картина стала одним из знаковых произведений перестройки. И, как показал недавний просмотр у нас в киноклубе, ничуть не потеряла актуальности сегодня. Второй и пока что последний полноценно игровой фильм режиссёра «Повесть непогашенной луны» (по Б.Пильняку) снискал и награды, и острую полемику.

Вскоре после распада СССР и всей системы кинопроизводства Евгений Цымбал решил уйти в документалистику. И создал за эти годы несколько телециклов и полтора десятка неигровых фильмом, в т.ч. о Дзиге Вертове («Дзига и его братья», 2002, премия «Ника»), Александре Кайдановском («Сны сталкера»), о катаклизмах ХХ века («Обыкновенный большевизм» и «Дневник из сожжённого гетто»). На сей раз режиссёр представит рыбинцам новый большой фильм «Оскар»; его героем стал крупнейший живописец, «широко известный в узких кругах» со времён советского андеграунда.

Согласно Википедии, «Оска́р Я́ковлевич Ра́бин (род. в 1928 в Москве) – российский и французский художник, один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово». Организатор всемирно известной «Бульдозерной выставки» (1974). Кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству» (2013)». Начинавший как реалист, он учился в Рижской Академии художеств, затем в Институте Сурикова, откуда был исключён в 1949-м «за формализм». Дальнейшая судьба художника складывается драматично; за отдельными удачами – почетный диплом на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов, оформление поэтических книг – следуют разгром коллективной выставки в Битцевском парке и газетные разносы за «очернение Советского Союза, депрессивность картин, подыгрывание буржуазным критикам социализма». Писали, что «произведения» Рабина вызывают настоящее физическое отвращение, сама тематика их – признак его духовной убогости».

Тогда опальный мастер устраивает «квартирные» вернисажи, его картины покупают первые советские коллекционеры, а также иностранные дипломаты и журналисты. В 1978 г. во время турпоездки во Францию художник был лишён советского гражданства и по сей день живёт в Париже. Его высоко ценят во всём мире, выручка от продажи его работ достигает миллионов евро, но только в 2000-х, после персональных выставок в Пушкинском музее и Третьяковской галерее, приходит художественная реабилитация Оскара Рабина на родине.

Итак, 20 октября в 18:00 в ОКЦ режиссёр покажет этот фильм, любезно предоставленный «Современнику» кинопрокатной компанией «Синедок».



СМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИКомментариев нет

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

новости дня
ваши отзывы