
Киноклуб “Современник”: Простые истории Кена Лоуча
12.01.2018, 10:08, Рекомендуем
Теги: Кино, Культура, Современник
Возвращаясь в ОКЦ после зимних каникул, рыбинский киноклуб “Современник” продолжает 15 января, в понедельник, знакомство с британским кино.
Оно началось неделей ранее с классики 40-х годов. Поздней в Соединённом Королевстве творили Стэнли Кубрик, Линдсей Андерсон, Джозеф Лоузи, Кен Рассел, Дерек Джармен, Николас Роуг, работавшие в разных жанрах и направлениях, но все вместе составившие славу национальной кинематографии. В разные годы киноклуб уделял внимание каждому из них.
Сегодня из этого поколения сохранились немногие, в их числе наиболее значимая фигура – Кен Лоуч. Выходец из рабочей среды, он сумел пробиться к вершинам художественного олимпа. Успешно дебютировав в конце 60-х, Лоуч на протяжении полувека не только не теряет, но и упрочивает лидирские позиции в культурной и общественной жизни страны. При редкой плодовитости – более 30 фильмов! – всё его творчество, начиная с документального кино, посвящено острым социальным проблемам. Режиссёр остаётся как “леваком” в политике, так и критиком современного западного общества в искусстве.
– Формула Лоуча, – по словам Андрея Плахова, – суровый парадокументальный реализм с укрупнённой, почти телевизионной оптикой.
Знаменательно, что наибольшее признание настигло его уже в нынешнем веке. Редкий случай, когда два фильма одного автора с интервалом в 10 лет получают “Золотую пальмовую ветвь” в Каннах: “Ветер, который качает вереск” (2006, о войне за независимость Ирландии) и “Я, Дэниел Блейк” (2016, о столкновении простого человека с бюрократической машиной).
Кеннет Лоуч родился 17 июня 1936 года в городе Нанитон, Великобритания, в семье шахтёра. Во время обучения в колледже Св. Петра в Оксфорде записался в клуб экспериментального театра. С 1961 года снимал для Би-би-си документальный телесериал о жизни бездомных, который получил огромный общественный резонанс.
В 1968 году на экраны выходит первый полнометражный фильм Лоуча — «Бедная корова» с Теренсом Стампом в главной роли. Для этого кинодебюта характерно сочетание формальной изощрённости в духе французской «новой волны» с приземлённостью, которую кинокритики прозвали «реализмом кухонной раковины». Представителем этого направления, наряду с Майком Ли, Кен Лоуч оставался на протяжении всего своего творческого пути. Он всегда избегал пересечений с Голливудом, следуя традиции социального реализма, привитой британскому кино Джоном Шлезингером.
Пиком раннего творчества Лоуча был фильм «Кес» (1969), который Британский институт кино отнёс по итогам XX века к лучшим свершениям национального кинематографа. После долгих лет относительного забвения Лоуч вновь привлёк к себе внимание картиной «За завесой секретности» (1990), удостоенной приза жюри Каннского кинофестиваля. Её тема — ирландский сепаратизм. Работа «Рифф-Рафф» («Отбросы общества») была признана лучшим европейским фильмом 1991 года по версии Европейской киноакадемии. Фильм «Божья коровка, улети на небо», вышедший на экраны в 1994 году, получил два приза Берлинского кинофестиваля. А картина «Земля и свобода» (1995) стала второй работой Лоуча, удостоенной звания «Лучший европейский фильм года» от Европейской киноакадемии.
В 2003 году Кен Лоуч был удостоен художественной премии императора Японии. «Чёрная» комедия Лоуча «Доля ангелов» (2012) принесла ему приз жюри 65-го Каннского кинофестиваля.
Заседание киноклуба начнётся, как обычно, в 18 часов.
Смотреть комментарии → Комментариев нет