
Отар Иоселиани. Наш навсегда
19.01.2017, 10:53, Рекомендуем
Теги: Кино, Культура, Современник
Предстоящее в понедельник, 23 января, в 18-00 в ОКЦ заседание киноклуба «Современник» посвящено творчеству Отара Иоселиани. Через несколько дней ему исполнится 83.
Рыбинские «современники» помнят его 45-летним, признанным – после «Листопада» и «Певчего дрозда» – творцом нашего нового кино. Тогда Отар привёз в киноклуб свою «Пастораль», не выпущенную в союзный прокат и завершившую здешний период его творчества.
Выходец из древнего грузинского рода, один из тех советских художников, в ком не было ничего советского, он всегда испытывал ностальгию по традиционной культуре и патриархальным отношениям. При этом считал Грузию частью некоего средиземноморского суперэтноса. Как истинный аристократ был демократичен и готов к общению с каждым, вплоть до случайного соседа в местной закусочной. Показывая на экране признаки нравственные распада в грузинской деревне, говорил, что такой фильм можно снять где угодно, «хоть у вас в Рыбинске».
А вскоре после этого уехал в Париж и легко вписался в узкий круг элитарного французского кино. Если здесь, в СССР, Иоселиани снял три полнометражных фильма за 15 лет, то за 30 лет во Франции – девять. Все они так или иначе развивают тему наступления технотронной цивилизации на классическую культуру. Так что каждый, от «Фаворитов луны» до недавней «Зимней песни», становится необходимым звеном в иронической летописи современного мира. Его феномен – неизменность позиции и многообразие вариаций.
__
Отар Иоселиани родился 2 февраля 1934 года в Тифлисе (ныне — Тбилиси), Грузинская ССР.
Учился на механико-математическом факультете МГУ. В 1965 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа.
В 1962 году Иоселиани поставил короткометражную ленту «Апрель»; в 1964 году снял документальный фильм «Чугун», показав в нём один день работы металлургического завода. Уже для этих фильмов был характерен оригинальный режиссёрский стиль, который ярко проявился в его первой полнометражной картине «Листопад» (1966 год), удостоенной в Каннах приза ФИПРЕССИ и приза Жоржа Садуля за лучший дебют. В 1971 году на экраны вышел фильм «Жил певчий дрозд», а в 1976 году режиссёр поставил «Пастораль», получившую приз ФИПРЕССИ на Берлинском фестивале.
С начала 1980-х годов Отар Иоселиани работает во Франции, там он снял несколько документальных и полнометражных картин. В 1984 году появилась лента «Фавориты луны», удостоенная на Венецианском кинофестивале Специального приза жюри. Этой же премией были отмечены ещё два фильма Иоселиани — «И стал свет» (1989 год) и «Разбойники. Глава VII» (1996 год). Поставленная в 1992 году «Охота на бабочек» получила несколько кинонаград, включая премию итальянской кинокритики имени Ф. Пазинетти на Венецианском кинофестивале и премию фонда Андрея Тарковского на XVIII Международном кинофестивале в Москве. В 1999 году на экраны вышел фильм Отара Иоселиани, в котором он сыграл и одну из главных ролей, — «Прощай, дом родной!» (в российском кинопрокате получивший название «Истина в вине»).
В 1990—1991 годах Берлинская научная коллегия предоставила Отару Иоселиани стипендию.
Член Союза кинематографистов России.
Лауреат Царскосельской художественной премии (2001).
В 2011 году Отар Иоселиани получил премию за жизненные достижения — награду CineMerit на Международном кинофестивале в Мюнхене. Награда была вручена его бывшим студентом, грузинским режиссёром Дито Цинцадзе.
Смотреть комментарии → Комментариев нет