
Киноклуб «Современник»: памяти Анджея Вайды
19.10.2016, 8:59, Рекомендуем
Теги: Кино, Культура, Современник
Ближайшее заседание рыбинского киноклуба «Современник» – в понедельник, 24 октября, в ОКЦ – посвящается памяти Анджея Вайды.
С его уходом кончилась эпоха великих творцов ХХ века, при том, что на его веку сменились три эпохи национальной истории. На рубеже 60-х Вайда стал лидером «польской школы» – одной из главных составляющих тогдашней новой волны, хлынувшей в мировое кино. И сохранял ведущие позиции вплоть до нового тысячелетия.
Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в городе Сувалки на севере Польши. Его отец, Якуб Вайда, офицер конной артиллерии, в 1939 году попал в советский плен и был расстрелян в Катыни (по другим сведениям — в Харькове). Мать Анджея, Анеля, была школьной учительницей.
К началу оккупации Польши Германией успел окончить 7 классов средней школы. В войну работал чертёжником, грузчиком, учеником бондаря, кладовщиком в немецких мастерских: это спасало от угона на принудительные работы в Третий рейх. Принёс присягу командирам подпольной Армии Крайовой, подчинявшейся правительству в изгнании, но в боевых партизанских действиях не участвовал.
После войны учился живописи в краковской Академии искусств, но, не закончив курса, поступил на режиссёрский факультет Лодзинской киношколы.
Полнометражным дебютом Вайды стала картина «Поколение» — рассказ о воре Стахе Мазуре, который, встретив любовь, начинает сотрудничать с партизанами. «Поколение» стало не только первой частью трилогии, посвященной жизни оккупированной Польши и деятельности Армии Крайовой, но и фильмом, положившим начало польской школе кинематографа.
Его первая картина заложила основы эстетики национальной кинематографии и дала дорогу талантливым коллегам режиссера — Ежи Кавалеровичу, Анджею Мунку и другим мастерам.
Всемирное признание пришло к Вайде уже со следующей картиной «Канал», посвященной Варшавскому восстанию. Фильм принес автору первый каннский спецприз, а завершающий военную трилогию «Пепел и алмаз» фактически зафиксировал режиссера в статусе современного классика…
Можно ли разом рассказать о художнике, работавшем и в кино, и в театре, и на ТВ, снявшем более сорока фильмов, вникавшем в актуальные проблемы времени и в глубины внутреннего мира человека, воплотившем на экране литературную классику и активно выступавшем на политической арене? Даже для самого общего представления о его творчестве нужна большая ретроспектива, включающая разные темы и жанры – на сей раз любители кино сосредоточатся на одном-двух моментах.
Начало в 18 часов.
Смотреть комментарии → Комментариев нет