
Калин Питер Нецер и «Современник»
13.12.2013, 12:23, Новости
Теги: Кино, Культура, Современник
«Новая румынская волна» продолжает «омывать» мировой кинематограф. Нынче она настигла 63-й Международный кинофестиваль в Берлине. В понедельник, 16 декабря, в 17-45 в Общественно-культурном центре Рыбинска на очередном заседании киноклуба «Современника» друзья кино познакомятся с творчеством режиссера Калина Петера Нецлера.
Последний фильм Калина Питера Нецера «Поза ребенка» (Child`s pose) получил «Золотого медведя», главную награду 63-го Берлинского международного кинофестиваля. Эту же картину наградило и жюри международной прессы ФИПРЕССИ.
Фильм исследует нравы верхних слоев румынского общества и критикует социальные институты, такие как полиция и судебная система.
Картина повествует о взаимоотношениях деспотичной матери с сыном, которому грозит тюремное заключение. Сын уже не молод, пытается жить своей жизнью и кричит на мать за то, что та слишком сильно его контролирует. Однако сам не может признать своей трагической ошибки и прийти к родителям мальчика, чтобы просто посмотреть в глаза людям, потерявшим своего ребенка.
Фильм строится в форме двухголосной инвенции. Две тематические линии чуть ли не с самой завязки сплетаются в плотный конфликтный узел. Барбу, тридцатичетырехлетний сын процветающей румынской архитекторши, дамы за пятьдесят Корнелии (Луминица Георгиу), сбивает насмерть ребенка. Семья принадлежит к истеблишменту, и для «новых румын», как и для «новых русских», нет невозможного. Априори они всегда правы. Корнелия немедленно включает «аварийный сигнал», начинает масштабную операцию по спасению своего великовозрастного «ребенка». К делу подключаются адвокаты, высшие чиновники, перекупаются свидетели. Деньги, связи, взаимовыгодные сделки — все идет в ход. Кульминация фильма: Корнелия приходит в дом к убитым горем родителям погибшего мальчика, простым бедным людям. И уже вместе с ними льет слезы. Беда-то общая. Но внутренняя механика продолжает свою работу: моля о снисхождении потерпевшей стороны, обливаясь слезами, она твердит: «Ведь у вас двое детей, а у меня один…»
Ситуация в фильме режиссера Калина Питера Нецера ставит Барбу перед непростым выбором: то ли сохранить право самому отвечать за свои поступки и взять ответственность на себя, заплатив за это дорогой ценой — серьезным наказанием за смерть мальчика, то ли занять позицию ребенка и переложить все на плечи своей влиятельной матери, которая исполнит эту роль с благодарностью и наверняка поможет ему выкарабкаться из патовой ситуации. Но при всей соблазнительности второго варианта сын ведет себя неоднозначно и непоследовательно…
Почти тотальная инфантильность взрослого мужского населения, не желающего брать на себя ответственность, незаметно вылились в своеобразную детскую болезнь европейского менталитета. Нецер живописует одну весьма значимую, если не сказать глобальную, причину такого поведения, максимально обостряя конфликт и, как результат, пиковую фазу в развале отношений матери и сына. Но смерть чужого ребенка — это не просто лакмусовая бумажка для выражения степени кризиса в связи между Барбу и Корнелией. Это сама по себе настоящая трагедия, которую зацикленная на собственном сыне мать упорно не хочет видеть, но лишь осознание и принятие которой приведет ее к спасению собственной души.
– Андрей Малов
Смотреть комментарии → Комментариев нет