Отремонтируем пока не рухнуло
25.12.2012, 13:22, Интервью
Теги: Денисов, Капитальный ремонт, Общество, Фонд ЖКХ
14 декабря 2012 года, государственная дума РФ приняла закон о возложении обязанностей по оплате капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) на собственников жилья. При этом, по данным ВЦОИМ доля россиян, которые считают, что именно государство должно оплачивать расходы по капитальному ремонту общего имущества дома составила 52%. Больше трети опрошенных (34%) считают, что подобную плату должны совершать собственники при участии государства. И только 6% респондентов считают, что это прямая обязанность собственников. При чем значительную часть тех, кто полагает, что собственники квартир должны самостоятельно оплачивать расходы по капитальному ремонту общего имущества дома, составляют граждане в возрасте от 45 до 59 лет.
У российского жилищно-коммунального хозяйства, есть серьезные проблемы. Одна из «накипевших» — износ жилищного фонда, который граждане получили в постсоветское время по приватизации. Люди, в основной своей части, не в состоянии платить за то, чтобы поддерживать его в должном состоянии. Годы идут, инженерная инфраструктура ветшает, лифты ломаются. Только в Рыбинске расчетные затраты на комплексный ремонт жилья в многоквартирном доме (МКД) превышают 5 тысяч рублей за кв метр общей площади. Это 200, а то и больше тысяч с типовой квартиры. У людей попросту нет. И нужных средств на ЖКХ, увы, никто не выделяет.
Мы пытаемся во всем перенять западный опыт. Однако уровень доходов, особенно в провинции, у нас совсем не такой высокий, как в развитых западных странах. Прежде всего это касается пожилых людей и многодетных семей.
К сожалению, я не вижу другого пути решения проблемы, кроме как финансирования капремонта МКД через федеральный или региональный бюджет. В муниципальном бюджете Рыбинска на это средств нет. Городской жилищный фонд составляет 4682,5 тыс кв метров, из них 4260,6 тысяч в многоквартирных домах. Больше половины из них требуют ремонта. В целом, по Ярославской области износ коммунальной инфраструктуры составляет 57%. На приведение его в должное состояние потребуются миллиарды.
Построенные в советское время многоквартирные дома — а это большая часть жилищного фонда в регионах, стареют, и физически и морально. Для восстановления, а в отдельных случаях и улучшения инженерно-технических и эстетических характеристик жилых зданий, необходимо проводить капитальный ремонт, что естественно требует денежных средств. Это связано не только с их износом, но и с повышением требования потребителей (собственников и нанимателей), а также коммунальных предприятий к уровню комфорта проживания и технических характеристик (энергоэффективность и т.д.).
До 1991 года финансовым источником капитального ремонта жилищного фонда являлись бюджетные средства. В советское время была разработана система проведения на многоквартирных жилых зданиях планово-предупредительных ремонтов (ППР). В основе этой системы лежал комплексный подход, включающий в т. ч. четыре вида ремонта: текущий – непредвиденный и плановый; капитальный – выборочный и комплексный, осуществляемые по нормативным срокам: 3, 5, 15 и 25 лет соответственно. Периодичность проведения ремонтных работ в рамках системы ППР, устанавливалась на основе среднестатистических значений физического износа ограждающих конструкций и систем зданий вне зависимости от условий их эксплуатации и местоположения.
Плюсом комплексной системы ППР было то, что она нивелировала последствия неквалифицированного (некачественного) технического содержания и обслуживания конструктивных элементов и инженерных систем МКД. Система ППР предусматривала планирование, организацию и проведение соответствующих ремонтных работ за бюджетные средства в упомянутые нормативные сроки в привязке к квадратным метрам жилой площади и рублям по муниципальному образованию.
Но с 1991 по 1993 годы бюджетное финансирование капитального ремонта осуществлялось в мизерных размерах, а с 1994 статья «На капитальный ремонт жилищного фонда» из федерального бюджета была исключена. Фактически 15 лет ремонт существующего жилищного фонда осуществлялся по принципу латания дыр — где очень сильно потекло, там и починили. Все это время деньги в сферу ЖКХ поступали исправно, а дома старели.
После создания госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» из федерального бюджета на капремонт МКД направлено 214 млрд рублей, а с учетом софинансирования из регионального и муниципального бюджетов и средств населения – порядка 296,0 млрд рублей. В заявки Фонда по Рыбинску (5 траншей с 2008 года) было включено 341 МКД, выделено 581 млн рублей (по данным госкорпорации). Но мы все видим — это всего лишь малая часть от необходимого. В большинстве капитальный ремонт в домах проходил частично — крыша, фасад…
Пять лет в рамках деятельности Фонда государство пыталось научить граждан «нести бремя ответственности» по содержанию принадлежащей им недвижимости. Не получилось! Основная часть россиян не готова брать на себя полную ответственность за содержание своих домов. Тем не менее за это время пришло понимание того, что из «центра», по существу старыми методами централизованного бюджетного финансирования, решить эту гигантскую проблему невозможно. Это привело к необходимости сформулировать иные, оптимальные для данной ситуации подходы к решению проблемы капитального ремонта МКД на региональном уровне.
Предполагается, что региональные фонды обеспечивают объединение финансовых ресурсов из различных источников (платежи населения, бюджетные, кредитные и заемные средства) для эффективного их распределения между различными объектами капитального ремонта. Но при этом государственные и муниципальные органы власти принимают на себя значительные финансовые, административные и иные риски капитального ремонта МКД. Обычно федеральный фонд выделял половину необходимой суммы, 25% — регион, 20% — город, 5% — жители. В какой форме будет работать новая система пока не ясно.
Законопроект предусматривает, что собственникам помещений вне зависимости от выбранного способа формирования накопительного фонда может быть предоставлена финансовая поддержка за счет средств федерального, регионального или местного бюджетов. Но из каких источников будут брать деньги власти на местах непонятно.
Схема аккумулирования средств финансирования капремонта МКД предполагает, что жильцы собирают деньги на ремонт дома, складывают их на номинальный счет в банк или передают в управление региональному оператору. Средства неопределившихся отойдут региональным фондам. Размер ежемесячного платежа будет устанавливаться регионами, но, по замыслу, не должен превышать 10 рублей за квадратный метр в месяц. Понятно, что при таком размере платежей собирать деньги на ремонт конкретного дома придется десятилетиями. К тому же средства, лежащие на счетах, будут обесцениваться инфляцией. Что делать жителям домов износ которых составляет уже свыше 60%? Ждать разрушения?..
Ситуация с капитальным ремонтом домов в нашей стране критическая. Если в ближайшее время не принять экстренные меры по организации массового ремонта, дома просто начнут разрушаться. Сегодня необходимо признать — только за счет средств граждан остановить процесс разрушения домов невозможно. При имеющемся уровне износа бюджеты всех уровней обязательно должны доплачивать в «общий котел», чтобы по крайней мере создать такую ситуацию, когда дома ремонтируются чуть быстрее, чем идет процесс разрушения. Однако следует иметь ввиду — большинство муниципалитетов просто не имеют средств, чтобы сделать соответствующий взнос, который бы обеспечил денежными ресурсами необходимые объемы работ. Федеральный бюджет обязан принять участие в процессе софинансирования. При этом выглядит целесообразным выделение финансовой помощи прежде всего тем многоквартирным домам, процент износа которых не позволяет собственникам копить средства в надежде, что дом не рухнет. Вторым критерием отбора должна стать доля средств, которые готовы внести собственники и управляющая компания на ремонт дома.
Владимир Денисов, депутат Ярославской областной думы
Смотреть комментарии → Один комментарий