
Пятый пошел
30.01.2010, 12:50, Детали
Теги: ОДК-Сатурн
29 января в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет – перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) – с двигателями, разработанными ОАО «НПО «Сатурн» (гор. Рыбинск, Ярославская область).
Самолет производства компании «Сухой» (заводской индекс Т-50) пилотировал заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации Сергей Богдан. Истребитель поднялся с заводского аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО) примерно в 11-25 утра (4-25 по московскому времени), провел в воздухе 47 минут и благополучно совершил посадку.
В полете новый самолет сопровождал один из серийных истребителей Су-27.
– Новый истребитель летал к северу от Комсомольска-на-Амуре, над поселком Галичный. Визуально самолет держался в небе ровно, все маневры выполнял четко. Многим было интересно, насколько он шумит, но из-за идущего вплотную с ним Су-27 понять это было невозможно, — рассказал журналисту газеты «КоммерсантЪ» свидетель полета.
Полет прошел успешно, в полном соответствии с полетным заданием, сообщается на сайте компании «Сухой».
– В ходе полета мы провели первичную оценку управляемости самолета, работы двигателя и основных систем, самолет произвел штатную уборку и выпуск шасси. Самолет хорошо показал себя на всех этапах намеченной нами летной программы. Им легко и комфортно управлять, – отметил Сергей Богдан.
– Программа ПАК ФА выводит российское авиастроение и смежные отрасли на качественно новый технологический уровень. Эти самолеты, наряду с модернизированными авиационными комплексами четвертого поколения будут определять потенциал российских ВВС в течение ближайших десятилетий. В планы Компании «Сухой» входит и дальнейшее развитие Программы ПАК ФА, над которой мы будем работать совместно с индийскими партнерами. Я уверен, что наш совместный проект превзойдет западные аналоги по критерию стоимость-эффективность и позволит не только укрепить оборонную мощь ВВС России и Индии, но и займет достойное место на мировом рынке, – сказал генеральный директор ОАО «Компания «Сухой» Михаил Погосян, комментируя начало летных испытаний.
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, Изделие 701, истребитель 21) — российский истребитель пятого поколения, разрабатываемый Объединённой авиастроительной корпорацией. Головным разработчиком является ОАО Сухой, где он получил обозначение Т-50. На КнААПО, где собирают первые летные экземпляры, именуется изделием 701. Самолёт разрабатывается для замены МиГ-29 и Су-27. Серийное производство самолета должно начаться в ближайшие годы. Кроме того на базе ПАК ФА создаётся экспортная модификация для ВВС Индии.
Планируется, что первая партия новейших самолетов должна поступить в вооруженные силы уже в 2013 году, а еще через 2 года начнутся серийные закупки боевой машины.
– Первая установочная партия должна быть поставлена в Липецк, чтобы с 2013 года летчики начали на ней работать и обучаться, – заявил на заседании правительства премьер-министр Владимир Путин.
Главной целью разработки должно было стать превосходство «ПАК ФА» над его американским аналогом F-35 Lightning II (первый тренировочный полет совершил в 2006 году). Ранее российский истребитель соревновался и с F-22 Raptor, единственным серийным истребителем пятого поколения. Но в прошлом году Пентагон, придя к выводу, что затраты на закупку подобных самолетов не оправдывают себя, от программы F-22 отказался.
– Мы больше не будем тратить почти 2 млрд. долларов на покупку этих истребителей (F-22), в которых Пентагон не нуждается. Было доказано, что истребитель абсолютно не пригоден для подавления мятежей повстанцев в Ираке и Афганистане, – заявил в октябре прошлого года президент США Барак Обама.
Одним из важнейших требований к российскому истребителю пятого поколения являлась «сверхманевренность» — способность сохранять устойчивость и управляемость на углах атаки 90° и более. «Сверхманевренность» первоначально фигурировала и в требованиях к американскому истребителю пятого поколения, создававшемуся, практически одновременно с российской машиной, по программе ATF. Однако в дальнейшем американцы, столкнувшись с трудноразрешимой задачей совместить в одном самолете малую заметность, сверхзвуковую крейсерскую скорость и «сверхманевренность», вынуждены были пожертвовать последней. Отказ ВВС США от достижения сверхманевренности мотивировался, в частности, быстрым совершенствованием авиационного вооружения: появление высокоманевренных всеракурсных ракет, нашлемных систем целеуказания и новых головок самонаведения позволяло отказаться от обязательного захода в заднюю полусферу противника. Предполагалось, что воздушный бой теперь будет вестись на средних дальностях с переходом в маневренную стадию лишь в крайнем случае, «если что-то сделано не так».
Представители российских ВВС, оценивая качества новых истребителей, заявляли, что их будут отличать сверхманевренность, высокая интеллектуализация борта, круговое информационное поле, малая заметность, всеракурсный обстрел целей.
Смотреть комментарии → 3 комментария