
Аки Каурисмяки: Я – шизофреник
Аки Каурисмяки: Я – шизофреник. Я делаю то серьёзную картину, то что-то из области «ни в какие ворота не лезет», а потом возвращаюсь обратно.
__
На своём очередном заседании, 26 ноября, рыбинский киноклуб «Современник» вновь обращается к творениям Аки Каурисмяки.
Его мир, по словам Андрея Плахова, «пронизан клаустрофобией длинных белых ночей и ощущением задворок Европы. Их населяют официантки и продавщицы, шахтеры, водители трамваев и трейлеров, проклинающие свою работу, когда она есть, и проклинающие жизнь, когда эту работу теряют».
Аки Каурисмяки родился 4 апреля 1957 года в городе Ориматтила (Orimattila). Родители: Йорма и Леена Каурисмяки. В семье, кроме Аки, было ещё трое детей. Отец Аки занимался коммерцией и его работа была связана с постоянными разъездами, а мать работала в туристическом бюро. Семья часто переезжает с места на место. По некоторым сведениям, предки Каурисмяки носили фамилию Кузьмины и были выходцами из Карелии, а его родители встретились в Выборге.
В 1973 году Аки заканчивает среднюю школу в городке Канкаанпяя. К этому времени он начинает всерьёз интересоваться кино, становится активным членом киноклубов. Он смотрит по пять-шесть фильмов каждый день, восхищается Годаром, Бунюэлем, Одзу…
Ему довелось поработать грузчиком, рабочим на стройке, оператором в типографии, почтальоном, художником, журналистом, мойщиком посуды в стокгольмском ресторане.
В 1981 г. вместе с братом Микой, который к тому времени закончил киношколу в Мюнхене, они основывают кинокомпанию “Villealfa”, названную в честь фантастического фильма Жана-Люка Годара «Альфавиль».
Игровым дебютом Аки в режиссуре становится модернизированая версия «Преступления и наказания» (1983).
Первый фильм Каурисмяки имел очень большой успех в Финляндии, кинокритики и публика с нетерпением ждали следующей картины молодого режиссёра. Однако Аки опять удалось всех удивить – в 1985 году он снимает абсурдистскую трагикомедию «Союз Каламари», самый что ни на есть crazy из его фильмов. А затем вновь возвращается к опыту литературной адаптации в фильме «Гамлет идёт в бизнес» (1987), перенеся классическую трагедию в современный мир большого бизнеса…
Обаяние его фильмов составляют простые сюжеты, неторопливость «горячих финских парней» и добрая национальная самоирония. Каким же образом подобный микс вписывается в житьё-бытьё французской провинции?! Давайте разберёмся, придя в понедельник в 6 вечера в Общественно-культурный центр по адресу: гор. Рыбинск, ул. Чкалова, 89