ОДК будет проектировать двигатели на отечественном инженерном ПО
31.03.2022, 10:55, Новости
Теги: SaM146, SSJ-100, ОДК-Сатурн, Промышленность, Технологии
Рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) внедряет российскую систему автоматизированного проектирования «КОМПАС-3D» компании АСКОН в рамках импортозамещения инженерного программного обеспечения.
Применение отечественных CAD-платформ обеспечит независимость от иностранных аналогов и даст разработчикам ПО возможности для дальнейшего развития своих продуктов.
Напомним, накануне президент России Владимир Путин подписал указ «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» и постановил госзаказчикам прекратить с 31 марта закупки иностранного программного обеспечения, используемого на объектах критической инфраструктуры.
В настоящее время инженеры «ОДК-Сатурн» изучают отечественную систему проектирования с помощью курса, предоставленного компанией-разработчиком. Это поможет быстрее начать работу с новым цифровым инструментом без снижения производительности.
– Проектирование авиатехники, а тем более такой сложной, как газотурбинные двигатели, требует использования современного и надежного программного обеспечения. Российская CAD-система отвечает предъявляемым двигателестроителями требованиям, с ней удобно и безопасно работать. Кроме того, она позволяет создавать цифровые двойники, этот инструментарий будет использован при разработке модели одного из авиационных двигателей. «КОМПАС-3D» сможет в значительной степени заменить иностранные аналоги, обеспечить независимость от настроения поставщиков импортного ПО и даст возможности для активного развития отечественных решений, – прокомментировали в авиационном кластере Ростеха.
На данный момент ведется активная интеграция экосистемы программного обеспечения в информационное пространство «ОДК-Сатурн». Тесное взаимодействие сторон позволяет предприятию оперативно решать вопросы сохранения качества проектирования при переходе на другое ПО. Кроме того, отечественные разработчики получили возможность более плотно, напрямую работать с конструкторскими и технологическими подразделениями, получать комментарии к своим продуктам непосредственно с «конструкторского стола» и оперативно улучшать свои решения.
– Развиваясь в направлении CAD-систем тяжёлого класса, за предыдущие три версии «КОМПАС-3D» получил новые и усовершенствованные инструменты решения задач авиастроения и двигателестроения. Уже сейчас «КОМПАС-3D» позволяет работать со сборками любой сложности, проводить гидрогазодинамические расчеты, многопараметрическую и топологическую оптимизацию модели, заимствовать компоненты изделия из других CAD, выполнять диагностику коллизий и контроль зазоров. В будущей версии КОМПАС-3D v21 появится много новинок в поверхностном моделировании, будет улучшен обмен данными с другими CAD-системами, чтение атрибутов, – подчеркнул директор по продукту КОМПАС-3D компании АСКОН Игорь Волокитин.
Система «КОМПАС-3D» разрабатывается в России более 30 лет, она основана на собственном геометрическом ядре и полностью соответствует российским стандартам оформления конструкторской документации и электронной модели изделий. Ее современная версия обладает возможностями, необходимыми для создания цифровых двойников изделий — такими, как трехмерное твердотельное моделирование, поверхностное и листовое моделирование, прямое редактирование геометрии, обмен данными с другими CAD-системами.
Отметим, сегодня стало известно, что российско-французская компания PowerJet, выпускающая двигатели SaM146 для самолёта Superjet 100 в Рыбинске, из-за санкций прекратила их техобслуживание и ремонт.
Компания уведомила партнёров в РФ о приостановке контрактных обязательств ещё в феврале, после вступления в силу ограничительных мер со стороны Евросоюза и США. Полностью прекратились поставки запчастей для SaM146, техподдержка и ремонт двигателей, включая возврат ранее отремонтированных, предоставление их в лизинг.
Чтобы не допустить остановку эксплуатации SSJ100 в РФ, Минпромторг предложил использовать склад запчастей и пул подменных двигателей SaM146, которые PowerJet сформировала на территории РФ ещё до санкций, сообщил источник. Для этого ведомство предлагает узаконить передачу имущества иностранных компаний, отказавшихся от бизнеса в РФ, во временное управление российским профильным предприятиям.
Импортных запчастей для обслуживания SSJ100, несмотря на санкционные ограничения, хватит «на значительное время», заявлял ранее в марте глава Минпромторга Денис Мантуров. «Мы сделали заранее запасы, причём это так называемые хабы, чтобы обслуживать технику и в стране, и за рубежом», – сказал он.
Мантуров также обещал, что в 2022 году заказчики получат минимум 19 SSJ100, включая новые заводские и ранее не реализованные «белые хвосты». Для этих самолётов «полностью имеется зарубежная комплектация», говорил министр. Сертификация импортозамещённой версии «Суперджета», по его словам, ожидается в 2023 году. Эту модель планируется оснащать двигателями ПД-8, которые будет выпускать ОДК (Объединённая двигателестроительная корпорация).
В проекте SaM146 французская сторона отвечает за «горячую» часть двигателя (газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления), российская – за «холодную» (вентилятор и турбина низкого давления), а также за общую сборку и установку на планер. Переговоры о частичной локализации в России производства «горячей» части велись давно, но далеко не продвинулись.
Напомним, Евросоюз 26 февраля объявил санкции против России в связи с военной операцией на Украине, ряд из них ударил по авиационной отрасли. В частности, введён запрет на поставки в РФ гражданских самолётов и запчастей, оказание услуг по их техобслуживанию и страхованию. Уже эксплуатируемые в стране самолёты, в соответствии с санкциями, должны быть возвращены иностранным лизингодателям. Кроме того, запрещается поставка систем и комплектующих, необходимых для производства авиатехники.
В условиях массовых арестов «санкционных» самолётов за рубежом рейсы по международным линиям продолжаются на 193 лайнерах, заявлял ранее глава Минтранса РФ Виталий Савельев. Из них 148 – российские Superjet 100. Крупнейшие эксплуатанты «Суперджета» – авиакомпания «Россия» (68), Red Wings (15), «Азимут» (15), «Ямал» (15), «Газпром авиа» (10), «Аэрофлот» (9), «ИрАэро» (7), «Северсталь» (4), «Якутия» (4).
Смотреть комментарии → Комментариев нет