Рыбинское ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) признано лауреатом конкурса «Авиастроитель года-2017» в номинации «За успехи в развитии диверсификации производства» благодаря успешной реализации программы по созданию отечественной базы морских корабельных газотурбинных двигателей М70ФРУ-2, М70ФРУ-Р и агрегатов на их основе.

Церемония награждения победителей конкурса «Авиастроитель года – 2017» состоялась 8 августа в Казани в рамках IV Съезда авиапроизводителей России. Приз и диплом конкурса были вручены представителям руководства ПАО «ОДК-Сатурн».

Поставки украинских морских газотурбинных двигателей (ГТД) для РФ прекратились после 2014 г., что остро поставило вопрос о разработке и постановке на серийное производство отечественных двигателей и агрегатов на их базе. Поэтому на основании государственных контрактов, заключенных между Минпромторгом России и ПАО «ОДК-Сатурн» в рамках реализации подпрограммы «Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса» Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентноспособности», а также в рамках проведения импортозамещения предприятие разработало корабельные ГТД М70ФРУ-2, М70ФРУ-Р, освоило производство еще одного двигателя, а также выполнило разработку газотурбинных агрегатов (ГТА) на их базе. В 2017 г. три ОКР были успешно завершены.

Ключевое значение в реализации проекта российской базы морского газотурбостроения имело создание на ПАО «ОДК-Сатурн» сборочно-испытательного комплекса корабельных ГТА и дизель-газотурбинных агрегатов (СИК КГТА/ДГТА) с уникальными для страны испытательными стендами мощностью до 15 МВт и до 40 МВт. Технологические решения, заложенные в комплексе, позволяют испытывать корабельные двигатели и агрегаты на их основе более чем 20 различных конфигураций. СИК КГТА/ДГТА является кластером, который не только полностью обеспечивает на этапе импортозамещения текущие потребности РФ в части морских силовых агрегатов, но позволит испытывать и перспективные ГТД и ГТА/ДГТА. В апреле 2017 г. в присутствии Президента РФ Владимира Путина СИК КГТА был введен

в опытную эксплуатацию. В настоящее время комплекс работает в режиме промышленной эксплуатации.

При разработке новых российских морских ГТД используются современные технологии 3D – проектирования и моделирования процессов аэродинамики, тепломассообмена и прочности, позволяющие получить высокий уровень теплотехнических, ресурсных и прочностных характеристик при минимально необходимом количестве натурных испытаний и количестве опытных образцов. При производстве деталей ГТД широко внедряются аддитивные технологии.

«В результате реализации «морской» программы обеспечена возможность замены на отечественные двигатели целого ряда иностранных аналогов, применяемых в составе энергетических установок кораблей России, – подчеркнул заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «ОДК-Сатурн» Виктор Поляков. – Это позволяет удовлетворить потребность флота в корабельных двигателях под существующие проекты кораблей. Кроме того, полученный научно-технический задел является базой для разработки двигателей кораблей перспективных проектов. Проект позволил ПАО «ОДК-Сатурн» серьезно развить и усовершенствовать свои основные компетенции – конструкторские, технологические, производственные, испытательные».

На базе узлов, агрегатов и схемных решений, полученных при разработке корабельных ГТД, возможно создание широкой гаммы силовых агрегатов для существующих и перспективных объектов гражданской морской техники: буровые платформы (газотурбоэлектрогенераторы, приводы нагнетателей попутного газа); припортовые производства (газотурбоэлектрогенераторы, привод технологических компрессоров и насосов большой производительности); плавучие электростанции; быстроходные паромы (главные силовые установки); газотурбоэлектростанции круизных судов; газовозы (главные силовые установки и приводы технологических нагнетателей).

Конкурс «Авиастроитель года», учредителями которого являются ПАО «ОАК», АО «ОДК», АО «Вертолеты России», АО «Технодинамика», ФГУП «ЦАГИ» и Союз авиапроизводителей России, проводится с 2011 г. Основной задачей конкурса является развитие системы общественного стимулирования коллективов корпораций, предприятий авиационной промышленности, учреждений, ассоциаций и других объединений юридических лиц, а также обществ, организаций и отдельных физических лиц, добившихся выдающихся результатов в научной, производственной и социальной сферах в области авиастроения и внесших весомый вклад в развитие отрасли.

IV Съезд авиапроизводителей России проходит в Казани в рамках 9-й международной специализированной выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» (АКТО-2018). Представители ОДК принимают участие в пленарных заседаниях и круглых столах съезда/

Кроме того, рыбинское ПАО «ОДК-Сатурн» признано дипломантом конкурса «Авиастроитель года-2017» в номинации «Лучший инновационный проект» за разработку, паспортизацию и применение металлопорошковой композиции жаропрочного кобальтового сплава отечественного производства для изготовления элементов камер сгорания газотурбинных двигателей большой мощности. Это изобретение является важным шагом на пути внедрения в российское двигателестроение аддитивных технологий (АТ) и реализации программы импортозамещения.

Церемония награждения победителей конкурса «Авиастроитель года – 2017» состоялась 8 августа в Казани в рамках IV Съезда авиапроизводителей России. Диплом конкурса был вручен авторам проекта ОДК-Сатурн Денису Федосееву, Алексею Сасарину, Ивану Редькину и Игорю Ильину.

В настоящее время аддитивные технологии являются одним из наиболее динамично развивающихся направлений в производстве газотурбинной техники. Внедрение АТ позволяет существенно сократить цикл изготовления деталей и снизить их стоимость, использовать материалы, формообразование которых традиционными способами невозможно или затратно, создавать конструкции с уникальной топологией, изменить всю бизнес-модель производства услуг (ремонт, сервис, кастомизация). Работа по освоению АТ на ОДК-Сатурн ведется уже более 10 лет. На предприятии действует Центр аддитивных технологий. Непосредственно по этому направлению работают более 50 специалистов различного профиля. Специалистами службы генерального конструктора была разработана, апробирована и внедрена конструкторско-технологическая цепочка разработки и оптимизации деталей, проектируемых для аддитивного производства, позволяющая существенно сократить сроки разработки и внедрения деталей и узлов. В 2017 г. на ОДК-Сатурн более 1 000 деталей газотурбинных двигателей различного назначения изготовлены аддитивными технологиями из кобальтового и титанового сплавов, из нержавеющей стали.

Одним из основных сдерживающих факторов внедрения АТ в конструкцию газотурбинных двигателей было отсутствие паспортизованных металлопорошковых

композиций (МПК) отечественного производства. В рамках программы импортозамещения и разработки комплексной технологической цепочки производства элементов камер сгорания ГТД аддитивными технологиями ОДК-Сатурн совместно с ФГУП ВИАМ инициировало работы по паспортизации российского жаропрочного кобальтового суперсплава для технологии послойного синтеза на подложке. Были выполнены работы по корректировке параметров качества с целью приведения в соответствие с требованиями технологических процессов, подтверждения применимости в АТ и обеспечения необходимого уровня эксплуатационных характеристик синтезированных изделий. В ходе работ был подтвержден высокий уровень механических свойств синтезированного материала.

Положительные результаты проведенных работ, подтвердили возможность использования новой отечественной МПК для синтеза ряда элементов камеры сгорания. Специалистами ОДК-Сатурн проведен полный комплекс экспериментальных и опытных работ по определению эксплуатационных характеристик деталей типа «завихритель», синтезированных методами АТ, в сравнении с изготовленными по традиционным технологиям. Результаты исследований показывают стабильность экспериментальных данных в диапазоне ±2% от номинального значения, заложенной конструкторской документацией, в то время как завихрители, изготовленные по традиционной технологии, имеют разброс характеристик ±6%. Снижение разброса параметров в три раза говорит о высокой стабильности и повторяемости аддитивного процесса. Минимизация разброса расходных характеристик способствует стабильному процессу сгорания топлива и, как следствие, более высокой полноте сгорания, снижению выбросов вредных веществ и повышению ресурса двигателя.

ОДК-Сатурн организовано аддитивное производство заготовок изделий для ГТД из отечественных МПК, эффективность которого подтверждена на примере производства завихрителей для камер сгорания. При этом достигнуты следующие результаты:

· уменьшено количество производственных подразделений, задействованных в изготовлении завихрителей, с пяти до трех;
· уменьшено число технологических операций в пять раз (с 200 до 40);
· уменьшено количество задействованного технологического оборудования в 3,3 раза (с 10 до 3 единиц);
· уменьшено время изготовления одного завихрителя в 3,24 раза (с 343 до 106 часов).

«Разработка и запуск в производство отечественной металлопорошковой композиции для послойного синтеза – не только важный шаг на пути дальнейшего внедрения аддитивных технологий на ОДК-Сатурн, но и значимое событие для высокотехнологичной промышленности России в целом, – отметил заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «ОДК-Сатурн» Виктор Поляков. – Этот проект очень важен для развития двигателестроения в России, особенно в рамках выполнения программы импортозамещения».


СМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИКомментариев нет

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

новости дня
ваши отзывы