
Госпрограмма компенсирует убытки авиапрома
23.11.2012, 14:30, Главное
Теги: SaM146, SSJ-100, Бизнес, ОДК-Сатурн
Правительство РФ одобрило государственную программу «Развитие авиапрома до 2025 года», в которую закладываются более 1,2 трлн рублей.
– Авиационная промышленность являлась одним из ключевых видов промышленности в нашей стране, ключевых отраслей отечественной экономики, – заявил на заседании правительства премьер Дмитрий Медведев. – На мировом авиарынке у России в целом до сих пор неплохие позиции, в том числе и потому, что мы делали последние годы. Мы находимся в тройке лидеров, но это не Богом данное место: наша задача – закрепиться, и, конечно, мы должны поднажать в сегменте гражданской авиатехники и это почётное место в тройке сохранить, имею в виду, что на первых местах там Европа и Америка, Соединённые Штаты.
В новую программу переходят деньги из ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники до 2015 года». Финансирование по оборонной ФЦП указано в соответствующей части документа, но это закрытая часть программы — «Подпрограмма № 9», детальные параметры которой не раскрываются. На нее приходится около 400-450 млрд рублей.
На подпрограмму «Самолетостроение» выделяется около 85 млрд рублей, «Вертолетостроение» — около 27 млрд рублей, «Двигателестроение» — чуть более 53 млрд рублей, «Агрегатостроение» — примерно 27 млрд рублей.
Подпрограмма «Приборостроение» получает около 23,5 млрд рублей, «Малая авиация» чуть более 9 млрд рублей, а «Авиационная наука и технологии» — 216,5 млрд рублей.
Авторы программы называют ключевые риски, связанные с возможными неудачами главными проекта отечественного авиастроения (SSJ, МС-21, ПД-14, ПСВ): жесткая конкуренция, технологическая сложность проектов, сложность переключения международных авиакомпаний на закупку российской авиационной техники вследствие отсутствия бренда и положительной истории продаж и развитой сервисной сети послепродажного обслуживания.
Региональный cамолет SSJ-100 (двигатели производятся в Рыбинске на ОАО «НПО «Сатурн») востребован на российском и международном коммерческом рынке, считают в Минпромторге. Портфель заказов на самолеты семейства SSJ-100 составляет 170 штук, не считая опционы и договоры о намерениях на поставку.
Производитель лайнера – ЗАО « Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) осуществляются мероприятия по снижению себестоимости производства самолетов SSJ-100 и наращиванию темпов их выпуска с достижением целевого показателя 60 единиц в год к 2014 году. Но ключевыми рисками проекта являются срывы сроков поставок самолетов в связи с ограничениями мощностей в ОАО «ОАК», низкое качество послепродажного обслуживания и недоработки, характерные для первых партий самолетов серийного производства.
В целом, по мнению авторов программы, поддержание большого количества конкурирующих друг с другом программ не позволяет ни ОАО «ОАК», ни государству сосредотачивать ресурсы на стратегических важных проектах. Это приводит, с одной стороны, к размыванию инвестиций, а c другой – к их дублированию. В результате того, что в настоящее время ОАО «ОАК» не имеет четких приоритетов развития, денежные средства распыляются между несколькими проектами, реализуемыми в одних и тех же сегментах (самолеты SSJ и Ан-148 – в региональном сегменте; Ту-204/214, SSJ NG и МС-21 – в сегменте узкофюзеляжных самолетов).
Недостаток средств на развитие приводит к следующим негативным для предприятий самолетостроительной отрасли. При этом неудача проекта SSJ может привести к двукратному сокращению спроса на ВС последующих российских проектов (МС-21).
Программа предусматривает предоставление ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» бюджетных инвестиций в целях финансирования инвестиционной программы по увеличению серийности производства двигателей SaM-146; предоставление ОПК «Оборонпром» бюджетных инвестиций с целью финансирования стартовых убытков ОАО «НПО «Сатурн»; предоставление ОПК «Оборонпром» бюджетных инвестиций в целях компенсации процентов по кредиту привлеченному Внешэкономбанком, на рефинансирование кредитного портфеля ОАО «НПО «Сатурн».
Авторы программы отмечают, что производство двигателей SaM-146 является для рыбинского предприятия нерентабельным. Реализация каждого двигателя SaM-146 генерирует убыток около 40 млн рублей.
Как пояснил глава Минпромторга Денис Мантуров, до 2020 года финансирование программы идет в основном за счет государства, но после 2020 года, предполагается, что инвестировать в развитие авиапрома будут уже сами предприятия.
– Вне всякого сомнения, программу надо приминать, -добавил премьер-министр. – Есть сложные моменты. Первый момент – финансирование. Второй – вопрос качества, ценообразования, обслуживания. Все эти вопросы должны решаться.
– Наши производители должны чувствовать, что в затылок им дышат иностранцы, иначе никакого толка не будет, – подчеркнул Дмитрий Медведев. – Нужно сделать все, чтобы обеспечить надлежащую степень конкуренции.
– И конечно, обязательное условие – это выполнение государственного оборонного заказа. Всего за время реализации государственной программы планируется построить более 3,3 тыс. самолётов и 5,5 тыс. вертолётов гражданского и военного назначения, а также выпустить свыше 33 тыс. авиадвигателей. Я думаю, министры могут отдыхать практически. Вашу работу выполнил, вы можете приступать к реализации программы, – завершил свое выступление премьер-министр.
Смотреть комментарии → Один комментарий