Тест на прозрачность
01.12.2010, 11:19, Зеркало СМИ
Теги: Рыбинские известия
Осталось полтора месяца до того момента, когда «молотковые» аукционы уйдут в прошлое. Все аукционы будут проводиться только в электронном виде. О грядущих нововведениях рассказал начальник отдела муниципального заказа Роман Кагнер
– Роман Валерьевич, какие новшества ждут муниципальных заказчиков и поставщиков товаров и услуг?
– С 1 января 2011 года на муниципальных заказчиков возлагается обязанность по проведению аукционов только в электронном виде. Торги будут проходить на специальных сайтах – электронных торговых площадках. Сейчас три из них работают в тестовом режиме. Сколько из них подтвердят свой статус, будет известно в новом году. Рыбинские муниципальные заказчики размещают извещения на площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ». Ее адрес можно найти на сайте рыбинской администрации www.rybinsk.ru и в сети Интернет – www.sberbank-ast.ru.
– В чем состоит задача электронных торговых площадок?
– При поступлении заявки на торговую площадку заказчик определяет только дату проведения аукциона, далее в дело вступает третье лицо – оператор торговой площадки. Его задача – взаимодействовать между заказчиком и поставщиком, играя роль буфера. Другими словами, вся ответственность по проведению аукциона возлагается именно на него.
– То есть контакт между участниками аукциона исключен?
– Совершенно верно, предложение будет поступать от поставщика к оператору, а уже потом к заказчику. Причем заявка обезличена, то есть она не будет содержать никакой информации о фирме. Мало того, заказчику вовсе не обязательно следить за ходом аукциона, потому что после окончания торгов ему вышлют итоговый протокол.
– Какие цели преследуются при введении системы электронных аукционов?
– При проведении аукциона в электронной форме практически исключается человеческий фактор. Это позволит избежать и ошибок, и сговора между участниками, что нередко происходит при проведении обычных «молотковых» аукционов. А это, в свою очередь, будет способствовать развитию здоровой конкуренции.
– Что необходимо сделать заказчикам и поставщикам для того, чтобы участвовать в электронных торгах?
– Необходимо получить электронную цифровую подпись, которой будут заверены документы для аукциона и контракта, а также зарегистрироваться на сайте торговой площадки. Электронная подпись гарантирует, что вы имеете дело с реальным предложением и ваши права защищены российским законодательством. И заказчику, и поставщику товаров, работ и услуг механизм цифровой подписи дает юридические гарантии заключения контракта и исполнения взятых обязательств.
– Где можно получить цифровую подпись, и насколько она надежна?
– Процесс получения цифровой подписи хлопотный, но необходимый. Для муниципальных заказчиков сертификаты электронных цифровых подписей на безвозмездной основе выдает федеральное казначейство. Поставщики товаров и услуг должны приобрести их в удостоверяющих центрах.
Что же касается надежности электронных подписей, то вопросу защиты уделяется особое внимание. Согласно действующему законодательству РФ организация, выдавшая сертификат ключа электронной цифровой подписи, должна нести гражданскую ответственность перед пользователем сертификата в том случае, если в нем будут обнаружены недостоверные сведения, из-за которых пользователь может понести убытки. С 1 января 2011 года планируется сделать электронные подписи еще более защищенными.
– Готовы ли к грядущим изменениям муниципальные заказчики и поставщики?
– О готовности заказчиков можно судить по количеству уже полученных ими электронных подписей – сейчас эта цифра превышает 75%, а к 1 декабря достигнет 100%. О поставщиках говорить сложнее, но и им придется смириться с переходом на новую систему. Они должны понять, что возврата к бумажным аукционам уже не будет. Мало того, вполне вероятно, что уже с июня будущего года запросы котировок «уйдут», уступив место «коротким» аукционам в электронной форме. То есть для того чтобы принимать участие в торгах, необходимо повышать свою квалификацию. Что же касается технических возможностей, то их должно быть достаточно – компьютеры сейчас есть практически в каждой фирме, каких-то особых требований торговые площадки не выдвигают. Так что остается только научиться пользоваться всей системой. Для этого были запущены тестовые площадки, чтобы в момент полного перехода к электронным торгам они не были полной неожиданностью. А пока до 1 января «молотковые» и электронные аукционы будут идти параллельно: за какие-то лоты придется побороться в Интернете, но большинство пока будут проходить в привычной форме.
– Как выглядит процедура проведения электронного аукциона?
– Для участия в аукционе претенденты должны подать заявку на участие в торгах. В день их проведения зайти на торговую площадку, используя средства идентификации или электронную цифровую подпись. В момент начала торгов у участников появляется возможность сделать своё ценовое предложение, не превышающее начальную цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
Участники могут неоднократно подавать ценовые предложения в режиме «on-line».
Торги считаются завершенными, если через определенное время с момента начала торгов или последнего предложения по цене не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену. Победителем признается тот, кто предложил наиболее низкую цену контракта. В течение нескольких минут система автоматически формирует протокол с итогами торгов.
– Какие положительные отличия новой системы Вы могли бы назвать?
– Во-первых, сокращаются сроки проведения процедур. А, как говорится, время – деньги. А участвовать в аукционе можно, не выходя из своего офиса. Во-вторых, на организацию торгов тратится гораздо меньше бюджетных средств. Торги становятся более прозрачными и открытыми. У всех поставщиков товаров, работ и услуг равные права. Нельзя не отметить и высокий уровень безопасности, который достигается за счет внедрения цифровой подписи.
– Проводились ли электронные торги в Рыбинске?
– Да, 19 и 22 ноября в нашем городе состоялись первые электронные торги. На них были представлены четыре аукциона в электронной форме. Право проведения ремонта в городской больнице №5 осталось за рыбинской фирмой. Работы в 4-й больнице будет проводить поставщик из Ярославля. К сожалению, на аукцион подали заявки лишь два участника, поэтому активного торга не получилось. Отсюда и снижение цены всего на полпроцента. Но сейчас главное, что торги состоялись и механизм начал свою работу. В декабре аукционы продолжатся.
Смотреть комментарии → Один комментарий