Совет Федерации поможет субъектам РФ ✓ Новости Рыбинска и не только
 

Совет Федерации поможет субъектам РФ

25.11.2010, 15:19, Детали
Теги: ,

Начиная со следующего года, все вновь строящиеся жилые дома должны быть на 15% энергоэффективнее по отношению к тем, которые вводились в текущем году, через 5 лет на 30% энергоэффективнее, и к 2020 году на 40% энергоэффективнее.

23 ноября на заседании Президиума Госсовета РФ Глава государства Дмитрий Медведев сказал о необходимости активно создавать условия для привлечения частных инвесторов к модернизации жилищно-коммунального хозяйства, иначе через 5-7 лет ее износ приведет к катастрофе. По экспертным оценкам, свой нормативный срок отслужили более 60 процентов основных фондов коммунального хозяйства. Президент РФ призвал создать работающий механизм с использованием частных инвестиций, который бы в плановом режиме, без привлечения каких-то капитальных федеральных ресурсов позволял решать задачи восстановления жилья, капитального ремонта и ликвидации ветхого жилья.

Вопрос привлечения инвестиций в сферу повышения энергоэффективности ЖКХ обсуждался накануне в Совете Федерации на Российско-германском круглом столе «Финансирование проектов энергоэффективности ЖКХ». Организаторами круглого стола выступили Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Германская банковская группа KfW («Кредитный институт по восстановлению»), государственный институт развития № 1 в мире. На сегодняшний день Германия – один из технологических лидеров в мире в сфере энергоэффективности и использования альтернативных источников энергии.
В заседании приняли участие представители органов государственной власти России и Германии, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, ответственные руководители за сферу ЖКХ из более 30 субъектов Российской Федерации, представители российских и немецких деловых кругов и институтов развития, общественных организаций, ученые, эксперты.

В рамках круглого стола выступил Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергей МИРОНОВ:
«Очень важно, что к процессу энергоэффективности в России стал подключаться бизнес из других стран, в частности из Германии. Мы с вами знаем, что Германия является крупнейшим энергетическим партнером в России, а взаимопроникновение энергобизнесов наших стран последние годы идет по нарастающей. Вместе с тем, считаю, что потенциал нашего сотрудничества раскрыт далеко не в полной мере. Как мы знаем после объединения Германии и в Германии были проведены реформы жилищно-коммунальной сферы в восточных землях и, думаю, в чем-то эта ситуация которая на тот момент была в восточной Германии похожа на ту ситуацию которая сегодня есть у нас. Именно поэтому для нас, я думаю, вот этот опыт наших коллег из Германии особенно интересен. Вот почему мы в Совете Федерации поддерживаем намерения Германского финансового института развития банковской группы KfW в организации финансирования проектов энергоэффективности ЖКХ в российских регионах. Кстати, в том числе именно для этих целей в Совете Федерации создан Консультативный совет по модернизации, инновации и энергоэффективности, который сегодня как раз проводит наш круглый стол совместно с KfW.
Во всем мире известно, что Германия находится на передовой технического прогресса в использовании энергосберегающей технологии именно в сфере ЖКХ. А Россия сегодня как раз нуждается в новых идеях, в новых подходах, которые и основаны на новейших разработках. Кроме того, инвестиции в сферу повышения энергоэффективности в ЖКХ представляются привлекательными как для российского, так и для иностранного бизнеса. Есть интересные оценки экспертного сообщества, которые говорят что они – эти инвестиции в систему ЖКХ в несколько раз продуктивнее, чем инвестиции в добычу сырьевых ресурсов, а сроки окупаемости могут достигать 3-5 лет».

Действительно, России повезло с партнером – банковская группа KfW, созданная в далеком 1948 году на сегодняшний день является самым большим национальным банком развития в мире с совокупными активами более 400 млрд. евро. Несмотря на то, что основная активность банковской группы сосредоточена в Германии, Россия уже более 30 лет является одним из ключевых партнеров банковской группы KfW.

«За эти 30 лет произошло очень много событий, и мы провели совместно большое количество проектов. Банковская группа KfW старалась оставаться со своими российскими партнерами, как в хорошие, так и в тяжелые времена», – подчеркнул Глава представительства KfW в Российской Федерации Даниил АЛГУЛЬЯН. – «В качестве только нескольких примеров сотрудничества я хотел бы привести большое количество проектов в сфере добычи природных ресурсов, строительства трубопроводов. Практически во всех крупных трубопроводных проектах, осуществляемых сначала в СССР, потом в РФ банковская группа KfW принимала самое активное участие. Последним примером этого является проект «Северный поток».

За последние годы KfW активно поддерживал процесс экспорта немецких технологий в Россию и взаимодействие на этом направлении, суммарно было профинансировано за последние несколько лет проектов на сумму более 3 млрд. евро. В сотрудничестве с Российским Правительством было осуществлено больше 300 консультационных мероприятий в сфере развития законодательства, создания рамочных условий в сфере нормотворчества в сотрудничестве с Государственной Думой и федеральными министерствами. И, несмотря на этот достаточно богатый опыт взаимодействия и сотрудничества тот проект сотрудничества, о котором мы говорим сегодня – взаимодействие в рамках Консультационного совета является для нас абсолютно новым этапом работы в РФ.
KfW на сегодняшний день по статистике является одним из крупнейших банков в мире, осуществляющих финансирование в сфере энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. В России существует огромный потенциал по наращиванию энергоэффективности. В каком-то смысле можно сказать, что в плане сотрудничества мы можем прекрасно дополнять друг друга и эффективно взаимодействовать».

«В РФ официально зарегистрировано примерно 6 тыс. немецких предприятий и по нашим опросам немецкие предприятия работают в 80 регионах РФ. Этим самым мы являемся, наверное, самым большим иностранным бизнессообществом здесь в России, которое к тому же активнее всего работает в регионах, – отметил Председатель Правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль ХАРМС.
Он рассказал о том, что является согласно немецкому опыту условием для успеха в сфере энергоэффективности. Всего 5 пунктов, важнейшим из которых являются экономически оправданные тарифы на источники энергии – тема очень близкая для россиян:
«Это очень сложная тема, социально очень сложная тема, но в конечном итоге этой темы не избежать, потому что без нормальной тарифной политики – экономически оправданных тарифов стимул в экономии энергии будет не таким большим.
Вторая тема, и я сам могу наблюдать, насколько это стало важным в Германии, – это воспитание некоего ментального сдвига в обществе в сфере экономии энергии, в сфере альтернативных источников, в сфере возобновляемой энергии. И в Германии, я могу сказать, мы достигли такого уровня, когда стало, как бы, если использовать молодежный сленг – кул экономить энергию. Стало очень модно покупать оборудование, которое экономит энергию, перестраивать свой дом, чтобы он был более энергоэффективным и просто интересоваться колоссально интересными в техническом плане решениями в энергоэффективности. Я думаю, это большая политическая задача и здесь, наверное, большую роль может играть Совет Федерации и все власти в регионах в пропаганде энергоэффективности.
Третий пункт, тоже связанный с регионами – это конкуренция регионов. Мы сейчас видим по нашему собственному опыту такую хорошую тенденцию, когда регионы в РФ конкурируют за иностранные инвестиции, пытаясь улучшить условия для привлечения иностранных инвестиций. Я считаю, это очень хорошее развитие, и я думаю нужно поддерживать регионы в такой конкуренции за самые лучшие энергоэффективные решения.
Четвертый пункт – надо найти очень простые решения для финансовой поддержки альтернативных источников энергоэффективности. Я думаю, что сначала энергоэффективность будет очень дорогой, а потом только мы можем где-то получать от этого доход. И тоже здесь пример Германии такой, что можно учиться на очень позитивных примерах. Господин Миронов, мне кажется, назвал очень важную тему новых федеральных земель, где достаточно много позитивных примеров такой хорошей поддержки, но, наверное, надо учиться и на ошибках. В Германии говорят, что если бы на Землю прилетели инопланетяне и они бы захотели найти самую солнечную страну в мире они, наверное, прилетели бы в Германию, потому что там наивысшая в мире доля солнечных батарей, установленных на душу населения. Правда, в основном они китайского производства. Правильно ли это я точно не знаю. Может быть, здесь нужно учиться на ошибках. Я думаю, такая тема является и большим стимулом именно для модернизации промышленности.
Пятый пункт это интеллигентные механизмы финансирования, тема энергетического контрактинга – когда фирмы могут заключать контракты с органами местного самоуправления, с предприятиями и рефинансировать свои вложения через ту сэкономленную энергию, которая получается через их инвестиции. Пока в России это не полностью возможно. Я думаю это очень важная тема. И здесь в сфере такого интеллигентного финансирования, контрактинга – тема банковского сотрудничества очень важна, поэтому я благодарен и KfW и Внешэкономбанку за то, что они включились в такие инициативы. Я думаю это большой залог успеха. Я хорошо знаю большую работу KfW и ВЭБ по поддержке средних и малых предприятий, по поддержке проектов модернизации российской промышленности. Я думаю, будет успех, если эти два очень хороших и успешных банка займутся этой темой».

Не стоят в стороне и российские крупные банки. Уже к настоящему времени объем поддержки, который осуществляется Внешэкономбанком через Российский банк развития, составляет 82 млрд. руб. Фактически охвачен 81 регион. Предполагается, что к началу 2011 года в государственной программе поддержки предпринимательства примут участие все регионы. В настоящее время заключены соглашения более чем со 100 банками-партнерами и порядка 100 договоров и соглашений имеются с организациями инфраструктуры малого бизнеса. Прежде всего, это факторинговые компании, лизинговые компании и организации микрофинансирования. ВЭБ планирует до конца 2010 года выйти на объем поддержки предпринимательства через свою дочернюю компанию РосБР в объеме 100 млрд. рублей. А учитывая, что этой поддержкой также активно занимаются и дочерние банки Внешэкономбанка эта программа может быть доведена по объему к концу 2010 года до 130 млрд. руб. Отметим, что ВЭБ и его дочерние банки ориентированы, прежде всего, на программу финансовой поддержки промышленных, производственных, строительных и инфраструктурных малых и средних предприятий в функциональном срезе инноваций, модернизации и энергоэффективности.

Заместитель Председателя Внешэкономбанка Михаил КОПЕЙКИН рассказал, что для того, чтобы простимулировать проекты малого и среднего бизнеса, которые реализуются в сфере инноваций и энергоэффективности, в этом году был разработан специализированный банковский продукт, который называется «инновации и модернизация»:
«В рамках этого банковского продукта предоставляются ресурсы на достаточно привлекательных условиях. В частности есть возможность по такого рода проектам через РосБР получать ресурсы от 1/2 до 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, то есть фактически это порядка 5% годовых. И на таких условиях эти средства предоставляются банку-партнеру, который уже непосредственно сам финансирует субъекты малого предпринимательства находящиеся в регионах. При этом я хотел бы подчеркнуть еще и то, что в рамках этого продукта не только привлекательная процентная ставка, но и срок самого предоставления кредита. Этот срок составляет 7 лет. Таким образом, имеется весьма интересный ресурс и для банков и для малых и средних предприятий, которые занимаются реализацией проектов, связанных с модернизацией. Таким образом, если есть проекты в сфере энергоэффективности, то имеется возможность при соблюдении определенных требований получить кредит на таких условиях.
Другим направлением является то, что на базе этого банковского продукта связанного с финансированием проектов в области инноваций и модернизации, мы предполагаем, начать более активную работу с IFC и в ближайшее время начнем в рамках реализации этой программы привлекать субъекты малого и среднего бизнеса для реализации энергоэффективных проектов. Мы также планируем, что по этой программе будут внедрены специализированные продукты для банков-партнеров и лизинговых компаний. Это также должно дать толчок к стимулированию развития именно этого сектора. Причем, мы предполагаем, что по банкам и лизинговым компаниям будет предложена и полная консалтинговая поддержка по взаимодействию с клиентами при отборе вот такого рода энергоэффективных проектов, которая включает в себя и такой инструмент как показатели энергоэффективности проектов. Причем это будет делаться в системе онлайн. И также мы будем отрабатывать технологию обучения предприятий различным аспектам показателей энергоэффективности. Таким образом, мы считаем, это даст определенный толчок для того, чтобы повысить финансовую грамотность субъектов малого и среднего предпринимательства, Мы с вами знаем, что это на самом деле одна из серьезных проблем.
Безусловно, одним из ключевых партнеров ВЭБ по реализации направления связанного с инновациями и энергоэффективностью является наше сотрудничество с банковской группой KfW. Проекты в сфере малого и среднего предпринимательства и энергоэффективности реализуются в рамках двух заключенных соглашений с KfW. Эти соглашения заключены недавно, но в настоящее время мы изучаем, какие имеются проекты. ВЭБ кстати обратился во все субъекты РФ. Мы получили около 200 предложений по проектам в сфере инноваций и энергоэффективности. В настоящее время эти проекты проходят экспертизу. Мы пока обратили свое внимание на 10 проектов, привлекли к данной работе 14 банков-партнеров и таким образом предполагаем, что уже в следующем году должны будем выйти на финансирование конкретных проектов в рамках тех кредитных линий, которые открыты с банком KfW».

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике Иван ГРАЧЕВ заметил, что не все, что является аксимой для развитых стран, является таковой для России. Например, зарубежный опыт, который говорит о важности повышения тарифов, в результате которого люди мотивированно повышают энергоэффективность – в России абсолютно не работает:
«За 15 лет цены на электричество выросли примерно в 12 раз. При этом энергоэффективность практически не изменилась. Никаких значимых корреляций между этими данными нет, если честно проанализировать. Это не значит, что мы другие люди, это значит, что у нас есть какие-то ограничения, которые не дают нормально мотивированному человеку повысить эту энергоэффективность.
Приведу один пример – Мы понимаем, что у нас износ сетей – 60-70%. Я в Петербурге, где сети хорошие, спрашиваю – сколько вы теряете просто на износе сетей? Там так мягко называют цифру около 15%. В других регионах она побольше. Можно ли решить за счет повышения тарифов для населения эту задачу в России? Сели посчитали, сколько стоят наши сети примерно – это чуть больше триллиона долларов. 60% реальный износ. На восстановление потребуется порядка 500-600 млрд. долларов. В общем, хороший бизнес на будущее. Одновременно понятно, что за счет повышения тарифов эту сумму набрать нельзя. У людей нет этих денег.
Это означает, что реально в России будут эффективны программы, которые комбинированно собирают с граждан деньги. Федеральные деньги, частные деньги, в том числе иностранные. Лобовое решение задачи вряд ли возможно.
Второй пример. Это закон об энергоэффективности в России. К сожалению, он в основе своей акцентирован и репрессивен. Там перечислены штрафы, которые будут браться с людей через год, если они не установят датчики. Возникает два вопроса – а такая ли это первоочередная задача? Например, по моим расчетам, перевод на когенерацию всего что только можно в России, даст примерно в 10 раз больший эффект чем тотальная установка этих датчиков. Другой вопрос – а есть ли у людей деньги на установку этих датчиков, у 100% наших граждан? Ответ – у 60% граждан таких денег нет. Значит, если мы хотим решить проблему надо опять реализовывать софинансирование региональными деньгами, федеральными деньгами, частными деньгами, которые готовы вкладываться не в немедленную отдачу, а в будущее».

По мнению депутата, надо расширять программы (подобные ВЭБ и KfW) с соответствующим законодательным обеспечением и снимать излишние барьеры, которые законодательно сейчас установлены. Он считает, что профессионалы должны форсировано предложить и исполнительной власти, и законодательной власти меры стимулирующего характера. Это налоговые преференции, предоставление более дешевых кредитов от институтов развития, что должно быть опять-таки закреплено законом.

В свою очередь, заместитель директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации Леонид АЛЕКСЕЕВ убежден, что Закон об энергосбережении наконец-то позволил обеспечить внимание высших органов власти в субъектах федерации к проблеме энергосбережения:
«В соответствии с Законом об энергосбережении все органы субъектов должны были до 1 августа этого года утвердить региональные программы. К сожалению, к 1 августа справились не все – порядка 60 регионов, но на сегодняшний день все регионы за исключением двух программы утвердили. По оставшимся регионам они находятся в состоянии конечных согласований».

Несмотря на то, что сам закон об энергосбережении безденежный Государство все же обещает помочь. «Большая часть мероприятий, поскольку это мероприятия энергосберегающие соответственно экономически эффективные – должны инвестироваться за счет средств привлеченных, за счет средств инвесторов, или за счет средств собственников, которые они окупят в последующем за счет того, что эти мероприятия внедрены. Но все-таки понимая, что на привлечение частных инвестиций необходимо дать некоторый магнит, некоторый стимулирующий механизм – в государственной программе энергосбережения предусмотрено софинансирование региональных программ энергосбережения в течение ближайших 3 лет в размере до 5 млрд. руб. федерального бюджета. Причем на 1 субъект федерации будет приходиться порядка 500 млн. руб. поскольку будут финансироваться не все региональные программы, а только наиболее эффективные. Критерии отбора региональных программ для субсидирования из федерального бюджета предусмотрены прямо в государственной программе энергосбережения. Одним из основных критериев является эффективность вложения бюджетных средств. Обязательным критерием является наличие программы опять же помощи малоимущим гражданам в установке приборов учета. Обязательным условием является наличие информационных мероприятий – проведение информационной кампании по популяризации вопросов энергосбережения».

По сведениям представителя Минрегионразвития, план содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, срок деятельности которого в соответствии с текущей версией закона исчерпывается в следующем году, по поручению Президента РФ, скорее всего будет продлен еще как минимум на один год. «Этот фонд осуществляет поддержку региональных адресных программ капитального ремонта жилых домов и поддержку региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья. Фонд оказывает поддержку только при наличии региональных программ энергосбережения и в последующие годы одним из ключевых условий деятельности фонда будет выделение средств на капитальные ремонты жилого фонда только по тем проектам, которые будут соответствовать требованиям энергетической эффективности предъявляемых к ней при строительстве и капитальном ремонте жилых домов. Эти требования сегодня Минрегионразвития в форме своего приказа подготовлены и будут выпущены в ближайшее время ориентировочно в течение одного двух месяце. Они предусматривают постепенное в течение ближайших 10 лет ужесточение требований по энергоэффективности к вновь строящимся жилым домам с тем, что, уже начиная со следующего года, все вновь строящиеся жилые дома должны быть на 15% энергоэффективнее по отношению к тем, которые вводились в текущем году. Через 5 лет на 30% энергоэффективнее, чем те которые вводятся в текущем году; и к 2020 году на 40% эффективнее, чем те, которые строятся сегодня, чтобы соответствовать по нашей классификации классу A по энергосбережению. В этом мы видим то, как мы можем способствовать решению проблем повышения энергоэффективности и снижения энергоемкости ВВП до 40%, что соответствует указу Президента РФ, и принимаем все усилия для того, чтобы соответствующие меры принимались субъектами Совета Федерации».

В ходе обсуждения участники круглого стола пришли к выводу, что повышение энергоэффективности российской экономики становится одной из наиболее приоритетных задач развития Российской Федерации в ближайшие десятилетия. Успешное решение данной проблемы является ключевым фактором долгосрочного поддержания конкурентоспособности народного хозяйства страны, роста благосостояния населения и решения приоритетных задач социально-экономического развития. Не менее важную роль энергоэффективность играет и в сфере защиты окружающей среды, а также рационального использования невозобновляемой базы природных ресурсов.

В ходе выступлений также отмечалось, что жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одним из важнейших секторов российской экономики, сопоставимым по своему вкладу в ВВП страны (6%) с металлургией и нефтедобычей. При этом по своему социальному значению и влиянию на качество жизни населения ЖКХ намного превосходит большинство отраслей экономики. Очевидно, что успешная модернизация российского народного хозяйства невозможна без коренного улучшения положения в секторе ЖКХ.

Повышение энергоэффективности ЖКХ является одним из наиболее эффективных инструментов модернизации сектора и способно значительно повысить экономическую привлекательность данной отрасли народного хозяйства, обеспечив привлечение инвестиций и новых технологий.
Вопросы финансирования проектов энергоэффективности играют в этой связи важнейшую роль. В ходе обсуждения на заседании круглого стола участниками были высказаны различные предложения по совершенствованию механизмов финансирования проектов энергоэффективности ЖКХ, на основании которых были сформулированы нижеследующие рекомендации по дальнейшим шагам в их реализации:

1. Совершенствование нормативной базы функционирования ЖКХ, в том числе в сфере развития энергосервиса, системы внутриотраслевого регулирования; модернизация корпоративных стандартов управления, направленных на повышение прозрачности и эффективности сектора.
Данные мероприятия направлены на изменение в целом осторожного отношения финансового сектора к российскому ЖКХ. Для большинства финансовых институтов сфера ЖКХ продолжает оставаться сравнительно закрытой отраслью экономики с рисками, трудно поддающимися качественной и количественной оценке с точки зрения стандартных методик. Данное положение является препятствием для развития рынка кредитования ЖКХ, особенно на длительные сроки.
Таким образом, создание благоприятного инвестиционного климата в рамках сектора ЖКХ становится стратегической задачей. Мероприятия по повышению открытости ЖКХ с одной стороны, и разработка типовых инструментов и моделей финансирования для финансовых институтов с другой, могут привести к качественному положительному изменению ситуации.

2. Развитие государственных инструментов финансовой поддержки проектов повышения энергоэффективности ЖКХ, в том числе с использованием механизмов гарантий, софинансирования, разделения рисков и субсидирования процентных ставок.
Государственные финансовые институты развития могут сыграть ключевую роль «первопроходцев» в проектах энергоэффективности ЖКХ, обеспечив, таким образом, условия для дальнейшего вхождения в сектор частного коммерческого финансирования.

3. Активизация информационной и образовательной деятельности, направленной на увеличение поддержки со стороны населения.
Как показывает международный опыт, успех программ энергоэффективности в ЖКХ невозможен без активной поддержки со стороны широких слоев населения. В этой ситуации принципиальное значение приобретает наращивание просветительской работы как со стороны государственных, муниципальных органов власти, так и представителей предпринимательских организаций, вовлеченных в сектор ЖКХ.

4. Укрепление международного сотрудничества в сфере повышения энергоэффективности ЖКХ с целью привлечения зарубежного опыта и инвестиций.
В последние десятилетия во многих странах Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии были достигнуты впечатляющие результаты в сфере повышения энергоэффективности ЖКХ. Данные мероприятия принесли огромную экономическую отдачу и во многом определяют облик и модель развития экономик в целом. В рамках данного процесса был накоплен как огромный положительный, так и негативный опыт в сфере разработки нормативной базы, правоприменительной практики, методик реализации проектов и программ. Использование этого опыта может стать позитивным фактором в ускоренном реформировании российского сектора ЖКХ. В этой связи, представляется необходимым укрепление взаимодействия с международным профессиональным и экспертным сообществом, финансовыми организациями посредством проведения совместных пилотных проектов.

В завершении круглого стола состоялась сессия вопросов и ответов между представителями российских регионов и германскими деловыми кругами. Обсуждались темы, как правильно подавать заявки на получение финансирования по линии институтов развития, чтобы максимально повысить шансы на получение кредитной линии; кредитования муниципальных предприятий под гарантии областного бюджета, каким образом будет осуществляться экспертиза проекта, претендующего на получение финансирования. Как сообщил руководитель проектов в сфере ЖКХ банковской группы KfW Николай Туст, в ближайшие месяцы в России в рамках программ германо-российского сотрудничества будут профинансированы как минимум два крупных региональных проекта в сфере энергоэффективности ЖКХ.




Смотреть комментарииОдин комментарий


Добавить комментарий

Имя обязательно

Нажимая на кнопку "Отправить", я соглашаюсь c политикой обработки персональных данных. Комментарий c активными интернет-ссылками (http / www) автоматически помечается как spam

Политика конфиденциальности - GDPR

Карта сайта →

По вопросам информационного сотрудничества, размещения рекламы и публикации объявлений пишите на адрес: [email protected]

Поддержать проект:

ЮMoney - 410011013132383
WebMoney – Z399334682366, E296477880853, X100503068090

18+ © 2002-2023 РЫБИНСКonLine: Все, что Вы хотели знать...

Яндекс.Метрика