В основе нового спектакля Марины Брусникиной лежит роман Чингиза Айтматова “Материнское поле”, в котором через историю его героини Толгонай автор передал все страдание киргизского народа во время Великой Отечественной Войны.
Сегодня Чингиза Айтматова читают мало, хотя по масштабу его можно считать советским Маркесом. Поэтому перед нами в том числе стоит цель заново открыть это важное имя для нового поколения зрителей, – говорит режиссер постановки Марина Брусникина.
Александра, расскажите, когда вы познакомились с оригинальным текстом Чингиза Айтматова?
Я давно читала “Материнское поле”, потом смотрела прекрасный спектакль Сергея Землянского “Материнское поле” в Театре Пушкина, где я служу. Но там он решен без слов, это пластическая постановка. Так что я хорошо знаю это произведение. Когда к 75-летию победы в Великой Отечественной Войне Марина Брусникина начала готовить “Материнское поле”, она взяла семерых выпускниц одного курса. Я тоже училась у нее и Дмитрия Брусникина, но несколькими годами раньше. Поэтому мы все “говорим на одном языке”, с полуслова понимаем друг друга. То, что между нами происходит, можно назвать родственной дружбой. Марине Станиславовне я безоговорочно верю, и когда она звонит и что-то предлагает, я без раздумий отвечаю “да”. Я давно не работала с прозаическим текстом, и для меня это был вызов, хороший тренинг.
У Чингиза Айтматова очень своеобразный цветистый восточный язык. Насколько он адаптирован для современного зрителя?
Мы произносим оригинальный текст без изменений. Марина Станиславовна как никто другой может актуализировать материал, смахнуть с него пыль, сделать его острым, кристально-ясным, пронзительным. На сегодняшний день, я уверена, она делает это лучше всех.
Сейчас многие сетуют на то, что нынешние дети уже не ощущают ужаса войны. Они меньше сопереживают героям военных фильмов и едва ли могут досмотреть советскую “военную” классику до конца – им становится скучно. Как вы, мама троих детей, говорите с ними о войне?
Я спокойно отношусь к тому, что исторические события с течением времени перестают быть животрепещущими и современных детей не привлекают советские фильмы о войне. Мое поколение – уже внуки тех, кто воевал. Даже от нас эти события довольно далеко. Мы же не переживаем о том, что война 1812 года оставляет нас довольно равнодушными? Все эти события остаются в искусстве, и тут стоит вопрос о качестве искусства – будет ли оно будоражить умы и сердца? Так о войне с Наполеоном может быть задумаются те, кого тронет роман “Война и Мир”. Есть фильмы о войне, которые нравятся моим детям, но это просто признак хорошего кино.
Помнить о войне необходимо для того, чтобы ни минуты не сомневаться в том, что это возможный вариант развития событий и не допустить ее вновь. Разве не так?
Здесь, как мне кажется, двойственная ситуация. Потому что в фильмах о войне показаны смелые люди, сильная нация, происходит некая романтизация войны. Это может как оттолкнуть, так и привлечь. Военные парады, демонстрация техники – меня это все скорее пугает, чем радует. И не приближает, как мне кажется, к миру во всем мире.
Вынужденная изоляция многим дала возможность познакомиться с тем, что откладывали в “долгий ящик”, чем вы занимались этой весной?
Для меня это была возможность побыть на даче со своими близкими. Так как жизнь с тремя детьми – это совсем не отдых, нельзя сказать, что у меня освободилось много времени. Я не без удовольствия стояла у плиты, что-то читала, вела вялую деятельность в интернете. А по ночам смотрела кино. Кстати, о военных фильмах – с наслаждением пересмотрела “17 мгновений весны”. Я смотрела его много раз в разном возрасте, и к 37 годам, кажется, до него дозрела. Это пример настоящего искусства, которое до сих пор актуально и свежо.
Жизнь в одном доме с детьми вызвала немалые напряжения у людей, которые не имели возможности побыть наедине с собой. У вас обошлось без драм? Удалось сохранить душевное равновесие?
К счастью, у нас довольно просторный дом и у каждого было место для уединения. И, конечно, очень спасало то, что всегда была возможность выйти на улицу, прогуляться. Не знаю, что бы с нами было, если бы мы вынуждены были остаться в городской квартире. В первый месяц у меня было ощущение неожиданного отпуска. Еще месяц тоже было нормально. Но к концу апреля я поняла, что очень люблю свою работу. Моя жизнь не может быть счастливой и полной без съемок, репетиций, спектаклей и премьер.
В ситуации неопределенности театр “Практика” один из первых анонсировал планы на сентябрь. Репетиции этим летом отличались чем-то от обычных?
Наверное, нет. Кроме того, что все задействованные в спектакле люди сдали тест на коронавирус. Мы так же сидим в кафе, общаемся и работаем. Жизнь идет вперед. Нет никакой уверенности в том, что будет завтра, и я считаю, нет смысла думать об этом. Кирпич на голову может упасть в любой день, от этого никто не застрахован. Надо строить планы, заниматься своим делом и вкладываться в него максимально.
Полина Сергеевна – профессиональный астролог. Сама себя она называет “переводчиком с языка звезд” и “астрологом-экспертом”.…
Олег Фомичев - астролог, руководитель собственной академии астрологии Астрофакт, а также основатель международной академии астрологии…
Надежда Романова — практикующий астролог, нумеролог и таролог с 20-ти летним опытом. Создатель и преподаватель…
Кали Шанкар ― астролог, психолог, лайф коуч. Жил и изучал астрологию в Индии, прошел инициацию в…
Константин Дараган астролог ― известный автор книг, активно принимает участие в теле- и радиопередачах, преподаватель…
Александр Пышкин – астролог, обладающий большим опытом работы (более 8 лет). Предоставляет онлайн услуги по…