Многие возмутились, когда я указал мимоходом, что американская мечта — это мещанское благополучие, «свой коттедж с лужайкой, жареное мясо и сверкающий свежим хромом автомобиль», тогда как советская мечта — это осознанный аскетизм ради далёкой нематериальной цели, «койка в казарме, старый ватник на жилистом туловище и яблони на Марсе по телевизору».
Я несколько удивлён, так как ностальгирующие по сильной советской руке только и делают, что упрекают современную Россию в том, что мы с вами «зажрались», не хотим ходить в мешковине и есть баланду ради высоких идей самопровозглашённых комиссаров.
Мне много раз ставили в пример автобиографическую книгу «Как закалялась сталь» Николая Островского, где комсомольцы в жутких бытовых условиях, без комфортного жилья, без нормальных инструментов и даже без тёплой одежды, в авральном режиме кладут рельсы, чтобы доставить в город дрова. Мне указывали на книги Ефремова, в которых большие начальники из светлого советского будущего жили в более стеснённых условиях, чем космические рабы из капиталистических «Звёздных войн». Мне объясняли, что стремление к финансовому благополучию — это мелко и постыдно, и что настоящему советскому человеку бытовой комфорт глубоко чужд, так как советский человек — это свирепый уличный волк, а не сытая стриженная собачонка, сладко спящая на круглой шёлковой подушке в гостиной…
Будучи практикующим предпринимателем, я нахожу кладущего рельсы большевика скорее вредителем, нежели героем. Нормальный управленец решил бы стержневую проблему с дровами из «Как закалялась сталь» очень просто. Он воздержался бы от грабежей лавок, которыми занимался Павка Корчагин, и владельцы лавок сами нашли бы способ снабдить город дровами в достаточном количестве. Напомню сюжет книги: большевики решили, что отнять товарные запасы у лавочников — отличная идея, а чуть позже выяснилось, что без капиталистов они не способны даже на самое элементарное — снабдить валенками отряд едущих в зимний лес комсомольцев и затопить печку в домике, в котором рабочие ночуют при отрицательной температуре.
Собственно, именно на военный коммунизм такого рода — мобилизационная экономика, закрытые границы, пушки вместо масла — и делали ставку наши геополитические противники в 2022 году. Они надеялись, что власти России сглупят: рывком понизят уровень жизни и уровень свобод народа, чтобы получить в моменте больше ресурсов для достижения военных целей. Наши наивные сограждане, невольные союзники хитрых британцев, до сих пор перепевают иностранную методичку: «почему у нас всё спокойно, почему у нас работают кофейни и барбершопы, почему Россия не воюет с напряжением всех сил, а живёт так, будто война где-то далеко?».
Сейчас вот некоторые говорят, что я ошибся, и что на самом деле насаждаемый вождями принудительный аскетизм вовсе не является обязательным спутником социализма, что при социализме тоже можно есть стейки, напомаживать бороду и гулять по безопасным улицам в стильных джинсах.
Вообще, это правильная мысль. Даже если мы воспринимаем Россию в неверном и редуцированном формате «воюющий лагерь», мы должны помнить, что полководец Суворов придавал огромное значение комфорту своего войска, сугубо бытовым вещам. Таким образом, в теории, социалист тоже должен согласиться, что стейки — это важно. Проблема социалистов заключается в том, что если они соглашаются с Достоевским, согласно которому «социалисты дальше брюха не идут», немедленно выясняется, что простой народ при капитализме живёт значительно богаче.
Вот, к примеру, читатель Kristian рассказывает, как Аркадий Гайдар разочаровал его в детстве деталями дореволюционного быта. Цитирую (ссылка):
…А можно почитать повесть «Школа», написанную Аркадием Гайдаром, любимым писателем [популярного телекоммуниста].
Там лирический герой, полуафтобиографичный, живёт с мамой и сестрёнкой, во время Первой мировой войны, в трёхкомнатной квартире с электричеством, столовой(!), учится мальчик в трёхэтажной кирпичной школе, не платя за обучение как сын мобилизованного (льготник!), его одноклассниками являются сын кладбищенского сторожа (тот на гражданке, а значит платит, и есть чем!), и сын… местного фабриканта!
Я читал это в своём советском детстве и не мог понять: да что ж вас не устраивало, если ты, [будущий писатель], в 1917-м имел в захолустном Арзамасе собственную комнату, а я на одном диване сплю со своей бабкой в 1987-м в губернском Воронеже, при том что бабка — инженер на заводе по выпуску телевизоров «Рекорд», а не уборщица в доме инвалидов.
И в самом деле, Аркадий Гайдар — эталонный коммунист, участник Гражданской войны, уволенный из Красной Армии за чрезмерную жёсткость. Книги Гайдара — эталон пионерской литературы, базовое чтение для воспитания будущих коммунистов. Обвинять Гайдара в клевете на советскую власть или в ретушировании язв царского режима невозможно, но в повести «Школа» товарищ Гайдар действительно живописует вполне нормальную, даже комфортную по меркам 1987 года жизнь.
Завязка повести, кстати, весьма актуальная — семья нетвойнистов выступает за поражение России, полагая, что русским совершенно незачем защищаться от напавших на нас в 1914 году немцев. Однако оставим сюжет на совести советского писателя и рассмотрим чуть подробнее быт (ссылка).
1. Герой истории — ученик реального училища, сын простого солдата и фельдшерицы. Живёт с мамой и сестрой как минимум в трёхкомнатной квартире, в которой есть отдельная столовая.
2. Его одноклассник Тимка Штукин — сын сторожа кладбищенской церкви. Живёт в отдельном небольшом доме вместе с отцом.
3. Несмотря на «великорусский шовинизм», в том же классе учится Яшка Цуккерштейн, товарищ героя по играм, явно не немец.
4. Сбежавшему было на фронт школьнику, возвращённому обратно полицией, родители пообещали купить ружьё монтекристо.
5. На уроках у близорукого учителя дети тайком читают Шерлока Холмса и Ната Пинкертона — и книги явно не являются дефицитом. Навыком чтения школьники из простых семей тоже обладают, причём читать умеют не только на русском, но и на французском и немецком, например, языках.
6. Бедный школьный учитель, приезжая в город, снимает себе отдельную квартиру.
Время военное, страна с напряжением сил отражает нападение Германии, но бытовых ужасов в книге у Аркадия Гайдара нет: там показана сытая бюргерская жизнь простых русских людей в простом русском провинциальном городке.
Через 70 лет — в 1986 году — абстрактный сын солдата и фельдшерицы жил в Нижегородской области не лучше, чем герой книги в 1916. Трёхкомнатной квартиры у его родителей, вероятно, не было, а в школе его учили только одному иностранному языку, причём на значительно более слабом уровне, чем «при царе».
Источник: Место для дискуссий
Елена Ивашина – таролог, еще заявляет о себе как ясновидящая и медиум черпающая силу на…
Ирина Ленорман – практикующий таролог с 12-летним опытом работы. Ирина является специалистом высокой квалификации, не…
Александр Шепс является известной медийной личностью, широко известной телезрителям канала НТВ. Александр Шепс, появившийся на…
Экстрасенс Александр Кинжинов известен широким массам телезрителей, как финалист телешоу «Битва экстрасенсов». Признание его уникальных…
Лиза Васина - популярный в инстаграме астролог, создательница курса “Внутри” и опытный прогнозист по ее…
Ольга Завиера — астролог, консультирует людей, ведет блог в Ютуб. На своем канале обозревает изменения…