За последние полгода ключевые представители федеральной власти резко снизили как официальную, так и неформальную медиаактивность
На протяжении последних лет власть планомерно усиливала контроль за работой российских СМИ и социальных медиа. Администрирование было направлено не только и не столько на регулирование редакционной политики (большинство редакций корректирует её добровольно в рамках самоцензуры), сколько на перестройку поступающего в прессу потока информации. Несистемных, находящихся в диссонансе с государством ньюсмейкеров благодаря внесению новых статей в УК РФ вывели с медиарынка силовики. Системные политики всё больше ориентируются на решение высказываемых кремлёвскими медиаадминистраторами задач, стараясь не отклоняться от заданной ими линии.
Но осенью прошлого года участники рынка начали замечать изменения в работе исправно действовавшего механизма.
Если ранее ключевые государственные деятели с большой охотой освещали свою деятельность и реагировали на происходящие в стране события, то с сентября 2023 года они резко снизили активность. Инфоповоды, которые они продолжили предлагать медиа, стали более формальными и менее интересующими аудиторию.
Один из немногих позволяющих измерить этот процесс инструментов – данные компании «Медиалогия». «Октагон» изучил её ежемесячные рейтинги упоминаемости политиков и государственных деятелей в социальных медиа. Цифры не только отражают количество опубликованных в СМИ новостей (в подавляющем числе случаев они механически перепечатываются изданиями без изменения текста), но и косвенно говорят об интересе россиян к предлагаемым инфоповодам.
Наиболее значимым является падение в полтора раза числа упоминаний министра обороны Сергея Шойгу. В марте 2023 года его фамилия появлялась в соцмедиа 354 тыс. раз, а на пике в июне прошлого года – более 1,4 млн раз. В марте текущего года этот показатель уменьшился до 194 тыс.
Похожая картина с упоминаниями главы МИД РФ Сергея Лаврова. В марте 2023 года его фамилия звучала в социальных медиа 215 тыс. раз, на максимуме в сентябре этот показатель достиг уровня 216 тыс. раз, а в марте этого года опустился до 145 тыс. раз.
Та же ситуация наблюдается и в отношении других министров. Например, упоминаемость главы Минпросвещения Сергея Кравцова за год упала практически в три раза – с 69 до 25 тыс., главы министерства промышленности и торговли Дениса Мантурова – более чем в три раза – с 81 до 23 тыс. Нисходящий тренд их медиаактивности также образовался в конце лета – начале осени 2023 года.
Кроме того, представители сферы заметили падение и формализацию медиаактивности председателя Госдумы Вячеслава Володина, спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко и других ключевых государственных деятелей. Они фактически превратились в участников специальной военной операции. Большинству модерируемых ими инфоповодов недостаёт реалистичности и актуальности, зато эти поводы могут эффективно отвлекать внимание западных аналитиков от реальных планов власти в зоне украинского конфликта.
Прошлой осенью, отмечают источники «Октагона», произошли также определяющие события на рынке внутриполитических инсайдов и слухов.
До этого момента создание и распространение слухов были одним из важнейших механизмов формирования медиаповестки и настроений в элитной среде.
Большинство просачивавшихся с вершин власти и появлявшихся в прессе инсайдов было ложным и преследовало лишь одну цель – оценить степень принятия элитами того или иного варианта развития событий, того или иного придаваемого политическим событиям смысла.
Есть две версии того, почему это произошло. Первая: сливы информации прекратились благодаря работе правоохранительных структур. Вторая: это обдуманное решение, направленное на изменение системы формирования медиаповестки политических смыслов.
По оценкам собеседников «Октагона», сложившаяся сегодня в медиапространстве ситуация выглядит неустойчивой. Это требует создания новых инструментов его администрирования и возвращения в процесс представителей элитных групп.
В новую медиареальность ведут только три пути. Либо всех ждёт смена администраторов информационного пространства, либо случится приход новой элиты, которая будет формировать новую повестку и новые смыслы, либо произойдёт исключение элиты из этого процесса и превращение медиарынка в закрытую «вещь в себе».
Последний подход в тяжёлые для страны времена может выглядеть наиболее эффективным. Но его применение породит новую проблему – получение обратной связи от отодвинутых в сторону элитных групп и общества. Администрировать эту обратную связь будет гораздо сложнее.
Константин Джултаев
Оригинал материала: “Октагон”
Таша Игошина не только астролог, но нумеролог и хиролог. Ее прогнозы часто встречаются в известных…
Станислава Бояркина основала школу обучению космоэнергетики и астрологии, в которой является директором и преподавателем. Составляет…
Павел Павлович Глоба - астролог, телеведущий, радиоведущий и писатель. Краткая биография Павел Глоба родился в…
Наталья Аси позиционирует себя как “родовой” белый маг. Она не прячет свои фотографии, но настоящие…
Астролог Зоя Климюк позиционирует себя как психолога, нумеролога, аналитика, телеведущую, спикера и литератора. Она заявляет,…
В эпоху цифровых медиа платформ, таких как YouTube, множество людей стремятся к популярности и вниманию…