Напутствие братьев Стругацких в эпоху эффекта контрамоции.
Аркадий и Борис Стругацкие в 1989 году. Фото: «Коммерсантъ»
Готовя третье издание моей книги о братьях Аркадии и Борисе Стругацких «Двойная звезда», вспоминаю время, когда выходили два предыдущих.
И понимаю, что, как в культовом «Понедельнике, начинающемся в субботу», налицо эффект контрамоции:
политическое время — в отличие от физического — отчетливо движется назад.
И не только для героя «Понедельника» — Януса Полуэктовича Невструева, — а для всех нас и для страны.
Первое издание «Двойной звезды» готовилось весной 2003-го, к 70-летию Бориса Натановича, и во время первого президентского срока Владимира Путина.
Да, позади уже были «Курск» и «Норд-Ост», уже было уничтожено старое НТВ и закрыты каналы ТВ-6 и ТВС.
Но все же премьером был Михаил Касьянов, и в Госдуме были «Яблоко» и СПС, Григорий Явлинский и Борис Немцов, Владимир Лукин и Сергей Ковалев, Игорь Артемьев и Юлий Рыбаков, Алексей Арбатов и Юрий Щекочихин, Александр Шишлов и Николай Травкин. И в парламент вносили вопрос о вотуме недоверия правительству (что давно представляется ненаучной фантастикой). И еще на свободе был Михаил Ходорковский. И губернаторов выбирали, причем без всякого «фильтра», а выборы — как в Петербурге, когда выиграла Валентина Матвиенко, — были реально конкурентными, а не в присутствии одних лишь спарринг-партнеров, как потом…
Второе издание вышло через десять лет — в 2013-м, через год после ухода Бориса Натановича, — и было приурочено к его 80-летию.
Это десятилетие вместило Беслан и отмену губернаторских выборов, разгоны «маршей несогласных» и «болотное дело», убийство Анны Политковской, Натальи Эстемировой и Александра Литвиненко, войну с Грузией и «рокировочку» Путина и Медведева, «зачистку» Госдумы от оппозиции, принятие законов об НКО-«иностранных агентах» и запрете иностранного усыновления.
И все же это был еще мир «Града обреченного», в котором возражения начальству не считались подвигом, а не мир «Гадких лебедей» и «Обитаемого острова» — наступивший после весны 2014 года, когда был «присоединен» Крым и организована интервенция на востоке Украины.
В котором мы живем и по сей день,
с каждым днем все больше возвращаясь в то прошлое, которое прекрасно помнили и в котором прожили почти всю жизнь братья Стругацкие.
Именно поэтому написанное ими снова становится невероятно актуальным.
Потому что снова надобны не умные, а верные.
И снова наказывают за невосторженный образ мыслей.
Разгон акции протеста на Болотной площади в Москве, 6 мая 2012 года. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
И снова горожане стали очень серьезными и совершенно точно знают, что необходимо для блага государства.
И снова правда — это то, что сейчас во благо королю, а все остальное — ложь и преступление.
Возвращаются времена тоталитарного государства, стремящегося полностью контролировать человека, который не более чем винтик и «пыль под ногами» у государственной машины.
Времена «органов», которые «не ошибаются», когда под каток репрессивной машины может попасть любой, кто посмеет возмутиться происходящим. Или поддержать преследуемых.
Когда объявляют «террористами» тех, у кого показания выбиты пытками, а «экстремистами» — тех, кто требует честных выборов, политической конкуренции и легальной смены власти.
Когда преследуют «врагов народа» (только под другим названием — «иностранные агенты» или «нежелательные организации») и растет число политических заключенных, а недовольным властью грозят лишением гражданства.
Когда конституционные права превращены в ничего не значащую бумажку, могущую в любой момент быть отброшенной за ненадобностью.
Времена оруэлловского двоемыслия и «министерства правды», бесстыдной государственной лжи и оглушающей государственной пропаганды.
Кадр из фильма «Обитаемый остров» (2008, реж. Федор Бондарчук)
Которая, как в «Обитаемом острове», «гигантским пылесосом вытягивает из десятков млн душ всякое сомнение по поводу того, что кричали газеты, брошюры, радио, телевидение, что твердили учителя в школах и офицеры в казармах, что сверкало неоном поперек улиц, что провозглашалось с амвонов церквей».
Когда страна — «осажденная крепость», окруженная врагами снаружи и подрываемая «национал-предателями» изнутри.
Когда у начальства, считающего себя Отечеством, только два союзника: армия и полиция. Правда, и врага у него только два — наука и образование.
Когда каждый день мы слышим о новых и новых предложениях обезумевшего «законодательного принтера» — о запретах, наказаниях и поражениях в правах.
И когда общество стремятся запугать: показать гражданам, что любое несогласие с властью рассматривается как наказуемое деяние.
Год 2021-й начинался с тысяч административных и сотен уголовных дел для участников уличных протестов и принятия законов о поражении протестующих в избирательных правах (в результате чего были не допущены к выборам такие политики, как «яблочник» Лев Шлосберг). А завершился примерами запредельной властной подлости: еще большее увеличение срока Юрию Дмитриеву и ликвидация «Мемориала», хранящего память как о прежних, так и о нынешних политических репрессиях.
В свою очередь год 2022-й начался с примерки путинской властью мундира «жандарма Азии» — прихода на помощь очередному классово близкому тирану.
Заметим: Армении (члену ОДКБ), подвергшейся в прошлом году реальному нападению, вопреки договору о «коллективной безопасности» помощь не оказывалась, зато казахстанские власти получили эту «помощь» при отсутствии каких-либо доказательств (не считать же такими сказки о «20 тысячах боевиков») якобы «внешней агрессии», которая только и может, согласно договору ОДКБ, быть основанием для военного вмешательства…
Цели тех, кто сегодня у власти в России, давно описаны Стругацкими в «Обитаемом острове».
«У них две цели: одна — главная, другая — основная. Главная — удержаться у власти. Основная — получить от этой власти максимум удовлетворения. Среди них есть и незлые люди, они получают удовлетворение от сознания того, что они — благодетели народа. Но в большинстве своем это хапуги, сибариты, садисты, и все они властолюбивы».
Времена, в которые мы возвращаемся, Борис Натанович Стругацкий когда-то в разговоре со мной называл «глухими, цементно-болотными, абсолютно беспросветными».
Но он же — оглядываясь на то, что произошло в нашей стране потом, — говорил мне: «Теперь мы знаем: тоталитаризм ТОЧНО не вечен, даже самый глухой и безнадежный. Поэтому перспектива — есть. И надо делать все от тебя зависящее, чтобы эту перспективу приблизить».
Эти слова обращены к тем, кто воспитан на книгах братьев Стругацких.
Именно они — те, кто впитал в себя свободу написанного ими, выводящую из организма страх, — и приближают эту перспективу.
Борис Вишневский, обозреватель, депутат ЗакСа Петербурга
—
Источник: Новая газета
Алена Лоран — личность чрезвычайно разносторонняя. Она и таролог, и астролог, и черный маг, и…
Отзывы о Велимире (Галина Горелова): деятельность, курсы и мнения клиентов Школа Велимиры активно продвигается как…
Сегодня поговорим о деятельности и биографии Альме Босси (almebossi). Басиева Альме Ибраимовна утверждает, что является…
Анасита Кармелитски — таролог, астролог и эзотерик. Она является автором и преподавателем в Университете Таро…
Проект под названием Ковен Таро Богини Бастет находится под управлением Полины Сороколетовой, также представленной как…
Проект Anna Silataro представляет собой деятельность таролога Анны Силютиной, специализирующейся на картах Таро. Она предлагает…