Рубрики: Разное

«Секретный канал» между США и Россией в Вене по Сирии: военное взаимопонимание, политические разочарования

На этой фотографии из архива  президент США Дональд Трамп (слева) и президент РФ Владимир Путин встречаются в президентском дворце в Хельсинки, Финляндия.  16 июля 2018 года (AP)

Соединенные Штаты  предупредили Россию  только  за четыре или пять минут до того, как 26 февраля нанесли удары  по иранским позициям на сирийско-иракской границе. В прошлом этот интервал был больше, доходя до нескольких часов когда   в апреле 2017 и 2018 гг., Вашингтон, наносил  удары по объектам в Сирии. 

Новая глава в отношениях между Вашингтоном и Москвой началась с избранием президентом Джо Байдена. Он открыто заявил об этом во время своей инаугурации: «Американское руководство должно противостоять этим   новым  моментам  наступающего авторитаризма, включая растущие амбиции Китая соперничать с Соединенными Штатами и решимость РФ нанести ущерб и подорвать нашу демократию.

«В манере, очень отличной от моего предшественника, я  дал понять президенту Путину что дни, когда Соединенные Штаты капитулировали  перед лицом агрессивных действий РФ (…), прошли», – добавил он.

Байден имел в виду многочисленные  встречи американских  и российских официальных лиц, – бывшего президента США Дональда Трампа, министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и его американских коллег: Хиллари Клинтон, Джона Керри, Рекса Тиллерсона и Майка Помпео. Встречи между военными лидерами проходили в рамках  так  называемого «Венского пути» – неафишируемых   переговоров  между двумя сторонами, в частности между бывшим российским официальным лицом, ведающим сирийским досье Сергеем Вершининым, и бывшим посланником США в Сирии Джеймсом Джеффри в 2019 и 2020 годах. .

В воскресенье  Asharq Al-Awsat публикует сводку непростых официальных и неофициальных переговоров, которые состоялись между США и Россией в последние годы:

Со времен Барака Обамы,  США постоянно преследовали  последствия  «иракского капкана». США  вторглась в страну под сомнительным  предлогом  наличия  оружия массового уничтожения. Америка  начала авантюру в Ираке, унаследовав все  его  проблемы и трагедии и так  и   не сумев «распространить демократию» на Ближнем Востоке. Еще одну  ошибку США совершили  в Ливии.

Ошибки в Ираке и Ливии продолжали терзать  США, когда они вмешались в  конфликт в Сирии. К этому уравнению добавляется «одержимость» команды Обамы иранским ядерным  вопросом, неспособность решить проблему региональной экспансии Тегерана и нерешительность в отношении применения силы после резни в Гуте в августе 2013 года и согласия на предложения по созданию безопасной зоны. После химической атаки Путин  обратился  к   Обаме с  великолепным  предложением, и в результате, в сентябре 2013 года, США и РФ достигли соглашения по ядерной программе.

До этого Лавров, Клинтон и другие были сосредоточены на Женевской декларации от июня 2013 года. Соглашение предусматривало формирование переходного руководящего органа, которому  будет принадлежать вся полнота исполнительной  власти, но Вашингтон и Москва в конечном итоге разошлись во мнениях о том, как его [Соглашение]  реализовать. В мае 2013 года Лавров и Керри договорились ускорить политический процесс реализации Женевской декларации и поручили бывшему посланнику Лахдару Брахими, который приступил к своим обязанностям в 2012 году, провести конференцию Geneva 1 в Монтрё в начале 2014 года.

В сентябре 2013 года, Керри и Лавров договорились избавиться от сирийского арсенала химического оружия. Реализация сделки совпала с президентскими выборами в Сирии в 2014 году. Соглашение было одобрено  в Совете Безопасности ООН (Резолюция 2118) и было подписано  в критический момент конфликта: ИГИЛ расширяло свое влияние, Свободная сирийская армия несла потери, а США начали  проведение  региональной секретной  программы  по поддержке вооружения сирийской оппозиции в Иордании и Турции. Поддержка Ирана не смогла спасти режим, которому весной 2015 года были нанесены тяжелые удары –  были  потеряны  Идлиб  и сельские  районы провинции Дараа. Асад,  на  тот  момент,  он контролировал только 15 процентов сирийской территории.

В середине 2015 года, Иран, который направил  все свои средства на поддержку режима, обратился за помощью к Путину  который  только  и  ждал   подходящего момента, чтобы наброситься на свою «жертву». Что  и  произошло. РФ вмешалась в Сирии в сентябре 2015 года, распространив  свое влияние на Ближний Восток. Вскоре после этого Россия, став   «единственным представителем»   политического процесса примирения,  подготовила  почву для запуска «венского политического процесса». В этом процессе приняли участие все стороны, вовлеченные в конфликт, и в конце 2015 года был подготовлен проект резолюции 2254.

Посредством резолюции РФ получила ряд «уступок» и совершила несколько «прорывов»: она передала политическую власть от переходного органа к «правительству» отчасти из-за «запутанных формулировок» тогдашнего посланника ООН Стефана де Мистуры; она размыла  представительство сирийской оппозиции, включив в него Каирскую и Московскую платформы, а не только переговорный комитет; и было введено понятие «борьба с терроризмом», которое  затем  легло в основу широкомасштабных военных операций против «умеренной оппозиции», несмотря на то, что  что  она  не  входила в число  идентифицированных террористических групп.

К 2016 году осажденная Сирия была измучена беженцами  и  ударами боевиков. Керри все еще стремился достичь «взаимопонимания» с Лавровым, заключив, после марафона переговоров,  соглашения о прекращении огня. Соглашение включало множество сложных моментов, таких как доставка помощи осажденному восточному Алеппо, формирование совместной группы из  представителей американской и российской армий, которая будет наблюдать за прекращением огня, обмениваться картами и разведданными перед началом нападения на боевиков al-Nusra и координировать усилия  в войне против ИГИЛ. Но механизм надзора за реализацией  Соглашения в значительной степени отсутствовал. Следовательно, удары и бои продолжались. К концу 2016 года наиболее заметным было соглашение между Москвой и Анкарой, согласно которому восточный Алеппо был оставлен в обмен на проникновение Турции в северную Сирию.

Повторный захват Дамаском Алеппо стал еще одним поворотным моментом в конфликте. Москва, Анкара и Тегеран тогда начали играть более заметную роль, и это было не менее  очевидно, чем во время запуска Астанинского процесса в начале 2017 года. –  эскалация в Гуте (Дамаск), сельских  районах  Хомса, в Идлибе и Дараа и их окрестностях. Этот курс давал возможность маневрировать и отвоевывать огромные территории у противника, который подвергался постоянным  блокировкам  и ударам. РФ сумела скрыть этот военный аспект за политическими и гуманитарными заявлениями.

Предотвращение столкновений

Внимание Америки было сосредоточено на регионе к востоку от реки Евфрат, где она наносила удары международной коалиции по ИГИЛ, и на юго-запад Сирии у границ Израиля и Иордании. Вашингтон стремился «оздоровить» оба региона. Он проводил объявленные и  необъявленные  встречи между госсекретарем и Лавровым, которые часто проводились в Вене, а иногда и в Нью-Йорке и Женеве. Эти встречи легли в основу более глубокого понимания, которое было  достигнуто между ними по Сирии. Среди этих соглашений было соглашение о предотвращении столкновений, достигнутое в середине 2017 года.

В июле 2017 года Трамп и Путин объявят о прекращении огня между сирийским правительством и оппозиционными силами. До заключения соглашения Трамп прекратил  финансирование ЦРУ  сирийской  оппозиции,  что было истолковано как неявное согласие, позволяющее РФ сохранить преимущество в Сирии.

В мае 2017 года американские войска нанесли удар по иранским группировкам на базе Аль-Танф. В феврале 2018 года они нанесли удар по российским наемникам Вагнера на востоке Сирии. Военные контакты между Вашингтоном и Москвой в то время были направлены на предотвращение любой эскалации в соответствии с соглашением об избежании столкновений. Этот же канал будут использовать жители США перед нанесением удара 26 февраля.

Более того, соглашение по югу Сирии, достигнутое в середине 2018 года, было продуктом “Венского пути”. Соглашение предусматривало возвращение сил режима в сельскую местность Дараа в обмен на изгнание иранских ополченцев и возобновление работы Сил Организации Объединенных Наций по наблюдению за разъединением на Голанских высотах.

Затем в переговорах в Вене приняли участие помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока Дэвид Саттерфилд, бывший специальный посланник президента по Глобальной коалиции по противодействию ИГИЛ Бретт МакГерк и различные российские официальные лица.

В 2019 году Трамп приказал отвести американские войска от сирийской границы с Турцией, дав Анкаре зеленый свет на проникновение,  в конце октября того же года,  в Таль-Абьяд и Рас-эль-Айн. Многие изменения были внесены и в размещение войск к востоку от Евфрата. Это побудило к дальнейшим военным соглашениям между заинтересованными сторонами. В конечном итоге США развернули свои боевые машины Bradley для защиты нефтяных месторождений и предотвращения любых российских провокаций. В декабре 2019 года российское и американское военное командование встретилось в Швейцарии, чтобы предотвратить любые столкновения между их силами во время операций в Сирии.

Разочарование

Изменения в американском подходе к Сирии произошли после прихода к власти Джеффри и его преемника Джоэла Рейберна. Эти изменения включали сдвиг в политике и коалицию против ИГИЛ. Обе стороны возобновили неофициальные переговоры в Вене. На этот раз на переговорах обсуждались политические и гуманитарные вопросы, основанные на «пошаговом» подходе или «много в обмен на много, а несколько – в обмен на многое».

Во время одной из встреч Джеффри и Вершинина в Вене в середине 2019 года жители США впервые предложили письменные предложения по замораживанию санкций, оказанию помощи режимным регионам, финансированию процесса разминирования в Сирии и убеждению Иордании предоставить южной Сирии электричество. Взамен они потребовали принятия международной резолюции о трансграничной гуманитарной помощи, активизации политического процесса и формирования Конституционного комитета, что действительно произошло в октябре 2019 года. Они также потребовали выполнения соглашения по югу Сирии и соблюдения  соглашения 2013 года между Керри и Лавровым по химическому оружию Сирии.

Эта встреча 2019 года была предвестником встречи Путина и Трампа на полях саммита G20 в Японии позже в июне того же года.

В конце концов, обе стороны будут разочарованы. “Венский путь” закончится в конце 2019 года, поскольку экономика  Сирии  испытает резкий  спад и в 2020 году  начнутся  нарушения Идлибского перемирия. Русские, похоже, стремились возобновить этот путь, и состоялись две встречи между Джеффри и Вершининым  –  в июле 2020 года в Вене  и  в августе 2020 года  в  Женеве. Москва настаивала на возобновлении венского пути после того, как визит Лаврова в Вашингтон в конце 2019 года закончился разочарованием после того, как ему не удалось убедить американцев отказаться от “закона Цезаря” и положить конец изоляции Дамаска.

В ходе июльских переговоров стало ясно, что российская делегация осознает, насколько серьезен экономический кризис, и разочарована тем, что Закон Цезаря вступил в силу. Россия  также была  расстроена тем, что Вашингтон воспрепятствовал её  попыткам убедить несколько арабских и западных стран нормализовать отношения с Дамаском.

В августе жители США были проинформированы об отказе РФ от «поэтапного» подхода по Сирии. В Москве также считали, что Конституционный комитет будет работать годами и что ему не нужны временные рамки для достижения желаемых результатов.

Русские считают, что президентские выборы в Сирии в середине 2021 года – это возможность для арабских и западных стран признать легитимность Башара Асада.

Между тем, США придерживались своей повестки дня, сохраняя свое военное присутствие к востоку от Евфрата для «сдерживания» РФ и Ирана, предлагая курдам инициативы по организации своих рядов, поддерживая международную коалицию против ИГИЛ и вводя,  согласно  Закону Цезаря, новые санкции   чтобы усилить изоляцию Дамаска.

“Венский путь” вряд ли снова соберется до сирийских выборов. Трамп больше не находится у власти, и Сирия, похоже, не является приоритетом для Байдена. Он еще не назначил посланника в раздираемой войной стране, но он назвал имена людей из  администрации Обамы. МакГурк вернулся и играет центральную роль в пересмотре политики в отношении Сирии, поднимая вопросы относительно того, будет ли в центре внимания находиться американские интересы, такие как борьба с ИГИЛ, удовлетворение интересов Израиля и изгнание Ирана, или же внимание будет сосредоточено на политическом пути  –  выполнение резолюции 2254 и устранение коренных причин кризиса.

Поделится
editor

Позже

Муслима Алламова

Отзывы о Муслиме Алламовой: что важно знать В этом материале представлен развернутый анализ деятельности Муслимы…

1 день назад

Саша Шанкара

Отзывы о Саше Шанкаре: разбор деятельности астролога Саша Шанкара, также известная как Александра Павлова, заявляет…

1 день назад

Елена Брова

Отзывы об астрологе Елене Брова: что стоит за ее школой Елена Брова — фигура в…

2 дня назад

Анна Фалилеева

Нинель Ярошенко отзывы: что известно о нумерологе и её услугах В этом материале представлен детальный…

2 дня назад

Инна Зигмунд

inna zigmund отзывы: обзор деятельности ведьмы Ирины Зигмунд inna zigmund (Ирина Зигмунд) позиционирует себя как…

2 дня назад

Добрыня Кудесник

Отзывы о Добрыне Кудеснике: что известно о деятельности эзотерика Добрыня Кудесник — практикующий маг и…

2 дня назад