Рубрики: Зеркало СМИ

Социальный проездной: кому это выгодно?

Социальные пенсионные проездные сохранятся еще месяц. С 25 ноября билеты поступят в продажу и будут действовать в течение всего декабря. Что ждет льготников в следующем году, мы решили разобраться более подробно

ЛЕГАЛЬНЫЕ «ЗАЙЦЫ»
На «произвол», «беспредел», «наглость» и «свинство» транспортников после сообщения об отмене проездных для пенсионеров нам не пожаловался только глухонемой и тот, кто не смог дозвониться. Люди клянут перевозчиков на чем свет стоит и обозначают конкретный адрес, куда бы им всем стоило пойти вместе «со своими решениями». Между тем достается руководству ПАТП № 1 и Троллейбусного управления незаслуженно, а сам гнев народный больше смахивает на нежелание расставаться с «заячьими» привычками.
В Рыбинске льготный проездной для пенсионеров, ветеранов труда, инвалидов и некоторых других категорий граждан стоит 180 рублей. Госкомстат предполагает, что за эти деньги льготник может в течение месяца совершить 30 поездок на автобусе или троллейбусе. Исходя из этой цифры рассчитывается и стоимость проездного, и компенсация, которую получают транспортные предприятия города. На деле же льготники существенно «перебирают» лимит, и гневные тирады, звучащие сейчас в адрес перевозчиков, лишнее тому подтверждение. У пассажиров, которые ездят в общественном транспорте меньше 30 раз в месяц, повода для беспокойства нет: им даже выгоднее платить наличными. Зачем пенсионеру, раз в неделю посещающему рынок, выкладывать 180 рублей, когда реально придется потратить всего 24? Логично предположить, что основная часть звонков, поступивших в редакцию, была именно от тех, кого совершенно не волнуют нормы Госкомстата. Проездной билет в их сознании возможность пользоваться общественным транспортом сколько душа пожелает, благо никто не контролирует количество поездок, как, например в Иванове. Там вместо проездного гражданам выдавали ровно 30 билетов. Закончились талоны платите деньги. В Рыбинске же до настоящего момента на льготников смотрели сквозь пальцы. Проездной есть, документы в порядке, и ладно. Отсутствие контроля привело к тому, что ездим не как положено, а как хочется. А хочется много, часто и желательно бесплатно. Виноваты в этом сами троллейбусники и автобусники. Как говорится, распустили. Следили бы за количеством используемых поездок: крестики бы что ли ставили или дыроколом решето из билета делали, глядишь, не возникло бы в народе чувства транспортной халявы. Сейчас же любая попытка упорядочить льготный проезд воспринимается населением как покушение на права личности. О том, что транспортники несут убытки за отсутствие у людей чувства меры, прописанной Госкомстатом, никто вспоминать не желает.

БУКВА ЗАКОНА
Однако решение отменить проездные билеты для определенных категорий граждан обусловлено не столько интересами автотранспортных организаций, сколько буквой закона. Дело в том, что понятия «проездной» для тех категорий граждан, которые сейчас клеймят позором ПАТП № 1 и МУП «Троллейбусное управление», в Социальном кодексе Ярославской области просто не существует. Региональный центр уже заявил о том, что со следующего года не будет дотировать то, чего нет.
«По сути, мы нарушаем закон, предлагая нашим пассажирам приобрести льготные проездные, так как нормативно-правовыми актами, регламентирующими нашу деятельность, они не предусмотрены. В Социальном кодексе Ярославской области четко прописано, кто имеет право на льготу, в какие сроки и как она предоставляется. Согласно пункту 4 статьи 58 льготой является 50% оплата стоимости проезда», прокомментировал директор МУП «ПАТП № 1» Виктор Жиганов.
Словосочетание «проездной билет» в пункте не фигурирует вообще. Соответственно, до сих пор поездки «по бумажке» компенсируются не благодаря, а вопреки закону. С 2011 года областной бюджет прекращает финансирование этой статьи расходов. Возить людей по проездным «за спасибо» рыбинские транспортники себе позволить не могут.
По данным Виктора Жиганова, количество льготников, приобретающих месячные билеты на автобус, составляет от 13,5 до 19 тысяч человек в зависимости от времени года. По словам Владимира Матросова, директора МУП «Троллейбусное управление», в электротранспорте «расплачиваться» проездным предпочитает около 6-8 тысяч пассажиров-льготников. Простая математика с учетом минимальных показателей говорит, что если каждый льготник всего один раз воспользуется проездным сверх установленного лимита, предприятия недополучат 117 тысяч рублей только на продаже билетов. При этом в ближайшие два года ПАТП № 1 необходимо приобрести 68 новых автобусов, в троллейбусном парке в обновлении нуждаются 14 машин. Стоимость одной единицы техники для обоих предприятий составляет около 3,5 миллиона рублей. Кому интересно, может самостоятельно посчитать нули в сумме, которая требуется для модернизации подвижного состава. Кроме того, со следующего года вырастут акцизы на бензин, и на 8% увеличится единый социальный налог.
Руководители признают, оставаться на плаву позволяют кредиты, лизинг и относительно высокая стоимость проезда. У некоторых наших соседей цена билета действительно ниже, но ездить при этом там не на чем.
«Во всех регионах, где сдерживался тариф, социального транспорта просто нет. Возьмем, к примеру, Кострому. Все АТП города в глубоком упадке. Жители ездят на маршрутках, на которые, к слову, льготы не распространяются», рассказал Виктор Жиганов.
«Аналогичная ситуация в Иванове. На состояние троллейбусов больно смотреть, а заходить в них откровенно страшно. Трамвайные линии там и вовсе разобрали», поддержал коллегу Владимир Матросов.
В Рыбинске же только в этом году ПАТП № 1 смогло избавиться от машин марки «ЛиАЗ-677», более известных в народе как «скотовозки», и от немецких «маннов», второе название которых на языке автотранспортников секонд-хенд.

МЕТОДОМ «ПИКА»
К отказу от бумажных технологий призывает и правительственный курс. Власти настаивают на внедрении более современных, оперативных и удобных электронных систем. Не обойдут они и транспорт. В Москве, например, автобусы и троллейбусы давно оборудованы автоматическими турникетами. В Ярославле с марта этого года электронными пластиковыми картами первыми начали пользоваться школьники и студенты. В Рыбинске новые технологии будут внедрять в несколько этапов. Начальный затронет именно льготников. Им дадут право первым завести себе электронный кошелек. Ничего сложного в его использовании нет. Это пластиковая карта, на которую человек может внести любую сумму денег, и одним прикосновением к специальному устройству валидатору заплатить за проезд. Пока механизм получения, пополнения и эксплуатации карты разрабатывается, но основные положения уже известны. Карта льготника будет именная, и получить ее смогут только те, кто находится в базе данных департамента по социальной защите населения. Для получения электронного кошелька его владельцу нужно будет сфотографироваться и предоставить о себе необходимые сведения. Когда карта получена, второе, что необходимо сделать, внести на нее определенную сумму денег по усмотрению владельца. Пополнить кошелек, предположительно, можно будет в пунктах ИРЦ. Вложенные деньги автоматически появятся на карте. При поездке в транспорте ее достаточно поднести к специальному считывающему устройству, которое будет находиться у кондуктора, и оплата произведена. Если на карте средств останется всего на одну поездку, валидатор предупредит о необходимости пополнить карту. Плюсов у электронного кошелька предостаточно. Во­первых, не нужно собирать по карманам мелочь или расстегивать сумку в переполненном транспорте. Во­вторых, ценные справки и удостоверения, которые сейчас льготники вынуждены носить с собой, можно будет оставлять дома. Вся необходимая информация о владельце хранится на карте. В-третьих, кошелек не «привязан» к определенному виду транспорта, как проездной. Человек может оплатить проезд как в автобусе, так и в троллейбусе. В-четвертых, в случае утери карты ее легко заблокировать, а затем восстановить без ущерба для состояния счета. В-пятых, можно попрощаться с ежемесячными очередями. Карта не имеет ограничений по сроку действия. Для тех, кто не захочет оформлять электронный кошелек, оплата проезда будет производиться по прежней схеме: показал документ, подтверждающий льготу, заплатил 6 рублей.
Следующими электронные кошельки смогут оформить школьники и студенты, затем и остальные категории граждан. Полностью внедрить систему безденежных расчетов транспортники намерены в течение первого квартала 2011 года. После чего предприятия-перевозчики получат конкретные цифры, которые смогут использовать при возмещении затрат, полагаясь на точные данные, а не на усредненный стандарт. Но все нововведения начнутся после Нового года, поэтому у народа есть еще время, чтобы «укататься» по полной. А пока дают, надо брать.

Поделится

Позже

Таролог Алиса Аллен: обзор услуг и цен 

Алиса Аллен – таролог, которая позиционирует себя как предсказательница и гадалка. Она предлагает индивидуальные расклады…

1 день назад

Астролог Александр Калаха – обзор социальных сетей, отзывы клиентов

Александр Калаха — астролог, специализирующийся на предсказаниях , всевозможных анализах аспектов жизни человека и подбирающий…

1 день назад

Астролог Александр Зараев: анализ экспертов и мнение клиентов 

Александр Зараев – достаточно известный астролог, по узнаваемости он лишь немного не дотягивает до уровня…

1 день назад

Эзотерическая школа под руководством Екатерины Дятловой (11 дом): отзывы клиентов, мнение экспертов

В 2015 году была основана астрологическая школа под названием "Одиннадцатый дом: школа астрологии" - эта…

2 дня назад

Гадалка Аида Мартиросян – отзывы, контакты и проверка на честность

Мартиросян Аида – гадалка, таролог, экстрасенс, психолог и специалист по альтернативной медицине. В работе использует…

2 дня назад

Гадалка Агафья Сергеевна – отзывы клиентов и результаты индивидуальной проверки

Гадалка Агафья Сергеевна – отзывы клиентов и результаты индивидуальной проверки Агафья Сергеевна – гадалка, ясновидящая,…

2 дня назад