– Создание и испытание РДС-37 было прорывом в решении проблемы обеспечения нашей страны термоядерным оружием – убедительным средством сдерживания потенциального агрессора. Разработка РДС-37 потребовала масштабных и интенсивных конструкторских, экспериментальных, технологических работ, проводившихся под руководством главного конструктора КБ-11 Юлия Борисовича Харитона. Определяющий вклад в создание новой конструкции внесли А.Д. Сахаров, Я.Б. Зельдович, Ю.А. Трутнев, – считает депутат Госдумы, экс-секретарь Совета безопасности РФ, академик РАН Андрей Кокошин.
– Отечественные оружейники-ядерщики заслуживают глубочайшего уважения и признательности за то, что они делали и делают для обеспечения безопасности нашей страны, – говорит академик.
Как отметил Андрей Кокошин, в развитии советского термоядерного оружия было еще немало славных страниц.
– Славные традиции конструкторского бюро КБ-11, ставшего Российским федеральным ядерным центром – Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ), расположенном в городе Сарове Нижегородской области, надежно сохраняются и поддерживаются современным поколением российских ученых и инженеров. Сегодня РФЯЦ-ВНИИЭФ – один из крупнейший научно-технический центров России, который успешно решает оборонные и научные задачи. Основной задачей РФЯЦ-ВНИИЭФ было и остается обеспечение надежности и безопасности ядерного оружия России, – отметил Андрей Кокошин. – Системы и средства ядерного сдерживания на всю обозримую перспективу будут оставаться одним из краеугольных камней обеспечения нашей безопасности.
– Горжусь тем, что, работая первым заместителем министра обороны, секретарем Совета обороны, секретарем Совета безопасности, мне и ряду моих товарищей по службе довелось внести свой вклад в развитие отечественных сил и средств ядерного сдерживания, – говорит бывший секретарь Совета безопасности РФ. – Альтернативы ядерному сдерживанию не просматривается даже в отдаленной перспективе. Оно должно прежде всего обеспечиваться всеми тремя компонентами стратегических ядерных сил России – наземным, морским и воздушным, – каждый из которых должен дополнять друг друга, а также тактическим и оперативно-тактическим ядерным оружием. При этом ядерное сдерживание в Вооруженных силах нашей страны должно быть дополнено и системой неядерного (предъядерного) сдерживания с использованием высокоточного оружия в обычном снаряжении. Необходимо и многоплановое развитие сил и средств общего назначения в целом.
Испытание бомбы было проведено 22 ноября 1955 года. В 06 часов 55 минут бомба была подвешена к самолету. Самолет вылетел в 08 часов 34 минуты. Командир экипажа – Ф.П. Головашко.
В 09 часов 47 минут было произведено прицельное бомбометание с высоты 12 км и при скорости самолета 985 км/ч. Бомба была сброшена над опытной площадкой П5. Взрыв бомбы произошел на высоте 1550 м. В этот момент самолет находился от места взрыва на расстоянии 15 км.
Из отчета, подготовленного сотрудниками Семипалатинского полигона:
Исключительно большая мощность взрыва, а также обусловленные ею значительные размеры светящейся области и длительное свечение позволили отчетливо пронаблюдать весь процесс развития светящейся области от небольшого шара до сферы значительных размеров, деформацию ее ударной волной, отраженной от поверхности земли, и образование больших областей конденсации содержащихся в воздухе водяных паров. Из-за облачности в районе испытаний, к сожалению, не удалось полностью понаблюдать развитие облака взрыва, которое представляло собой исключительно грандиозную картину даже в сравнении с облаком такого мощного взрыва, как взрыв бомбы РДС-6с в 1953 году. Наблюдатели, находившиеся в 35 км от эпицентра, в специальных очках, лежа на поверхности грунта, в момент вспышки ощутили сильный приток тепла, а при подходе ударной волны – двукратный сильный и резкий звук, напоминающий грозовой разряд, а также давление на уши.
Из всего облака взрыва длительное время была видна его нижняя часть – пылевой столб и клубы пыли. Масштабы этого явления также не идут ни в какое сравнение со взрывами ранее испытанных зарядов. Пыль, поднявшаяся над опытным полем до естественных облаков, перемешавшись с ними, образовала свинцово-черную тучу. Гонимая ветром, туча медленно надвигалась на лабораторный корпус и жилой городок полигона. Если учесть, что раньше (примерно через 3 минуты после взрыва) здесь прошла ударная волна, вызвавшая многочисленные разрушения остекления, дверей, рам, легких перегородок и т.п. и сопровождавшаяся сильным многократным звуком, становится совершенно очевидным, что даже для неискушенного наблюдателя одна лишь внешняя картина могла служить наиболее ярким свидетельством исключительно большой мощности взрыва бомбы РДС-37.
Произведенный впервые взрыв бомбы колоссальной мощности позволил получить важные экспериментальные данные.
Отзывы об астрологе Александре Туманове: обзор деятельности Александр Туманов называет себя астрологом и занимается предоставлением…
Отзывы о Полегуеве Леониде Александровиче: стоит ли доверять целителю из Иркутска Полегуев Леонид Александрович заявляет…
Эльвира Светлова отзывы: анализ деятельности, мнения клиентов и содержание услуг Присутствие Эльвиры Светловой в информационном…
Екатерина Краскина отзывы: что говорят о деятельности контактера и ченнелера Екатерина Краскина активно позиционирует себя…
Отзывы о Лилии Гаевой и анализ её деятельности Лилия Гаевая позиционирует себя как астролог, коуч,…
Отзывы о проекте «Ответ у Таро» и тарологе Татьяне Онлайн-платформа «Ответ у Таро» предлагает услуги…