Я искал тот путь игры на гобое, тот звук, манеру, штрихи ещё когда учился в Петербурге. Мои трости, положение амбушюра, звучание были не совсем обычными. Педагоги-гобоисты В.М.Курлин и Н.С.Неретин не очень одобрительно относились к этим экспериментам. У меня были кое-какие намёки на то, что я делаю на гобое сейчас, однако я ещё мало чего знал и многое просто не получалось. Если удавалось найти более-менее приличный, свободный тембр в среднем диапазоне, то старадало что-то другое – верхний или нижний регистр, штрихи, динамика и т.д. Однако другие педагоги кафедры, не гобоисты, а также дирижёры и коллеги-музыканты неоднократно спрашивали, почему мой гобой звучит по-другому, чем обычно, отмечая нравившиеся им качества.
Понимание того, как именно надо играть, пришло позднее – когда Рэй Стилл мне объяснил чёткие закономерности, которые способны значительно раскрепостить исполнительский аппарат, раскрыть психофизиологический потенциал организма для воплощения музыкальных идей.
Предлагаю вашему вниманию вступительный фрагмент очерка, который должен выйти вскоре в научно-методическом сборнике Петрозаводской консерватории.
Рэй Стилл – легендарный американский гобоист, солист Чикагского симфонического оркестра с 1954 по 1993 гг. Как оркестровый музыкант Рэй Стилл играл практически со всеми известными в мире дирижерами второй половины 20-го века. Его партнерами в камерных ансамблях были Fine Arts Quartet, Ицхак Перлман, Пинкас Цукерман, Линн Харрелл, Кэтлин Бэттл и многие другие выдающиеся музыканты. Он сыграл и записал большинство значительных сольных произведений для гобоя с различными оркестрами мира. Его ученики
работают в оркестрах и учебных заведениях во многих странах. Его игра на гобое очень своеобразна, художественно неповторима. В основе этой неповторимости лежит, конечно же, исключительная природная музыкальная одаренность. Достаточно вспомнить такой факт, что уже через полтора года после начала занятий на гобое Рэй Стилл получил профессиональную работу в далеко не последнем оркестре Америки – Канзас Сити Филармоник. Но эта его одаренность подкреплена еще и пытливостью, стремлением осмыслить, исследовать все, что связано с игрой на гобое. Отчасти такое стремление к анализу, наверное, связано с еще одной его профессией. Когда началась 2-я мировая война, Рэй Стилл по собственной воле получил
еще одно образование – он стал инженером в области радиоэлектроники и затем до 1946 года служил в армии на радиолокационной станции.
В своей книге, которая написана, но еще не издана, он часто прибегает к инженерному, научному выражению соотношений работы элементов исполнительского аппарата – он даже выводит математические формулы. Но все это для него лишь средство – так же как четкие правила, формулы, чертежи, выражающие результаты общего и собственного опыта, помогают инструментальному мастеру сделать прекрасный рояль, скрипку и т.д.
После окончания военной службы Рэй Стилл поступил в Джульярдскую школу в Нью-Йорке, но проучился там совсем недолго – надо было обеспечивать молодую семью. Он выиграл конкурс и получил место в симфоническом оркестре Баффало (однажды он сказал, что хотел поступить в Джульярд, потому что там платили стабильную стипендию, а еще потому, что думал, что там преподает Роберт Блум, первый гобоист оркестра Тосканини, оркестра NBC. Оказалось, однако, что Блум в Джульярде не преподает, и Стилл взял у него лишь несколько бесплатных частных уроков). После Баффало Рэй Стилл работал в оркестре в Балтиморе, а затем его пригласил на прослушивание в Чикаго великий дирижер Фриц Райнер. Стиллу было
предложено работать ассистентом первого гобоиста, то есть, в привычной в России классификации, регулятором . Но его не устраивала, по его словам, перспектива просиживать в артистической за настольными играми вместе с другими регуляторами в то время, когда другие музыканты делают
настоящую музыку. Он получил приглашение от дирижера Митропулоса в Нью-Йоркский оркестр на 1-й гобой и сказал об этом Райнеру. Райнер сделал перемещение внутри группы гобоев Чикагского оркестра, и Стилл
был назначен первым гобоистом. Со середины 50-х до ухода Рэя Стилла на пенсию знатоки говорили, что этот великий оркестр легко можно отличить от других великих оркестров мира прежде всего по совершенно
своеобразному, неповторимому первому гобою.
Сейчас Рэю Стиллу 89 лет. Он живет в Аннаполисе, штат Мэрилэнд. Он проводит мастер-классы, занимается исследованиями различных психофизиологических аспектов гобойного исполнительства. К нему приезжают на консультации музыканты из разных городов и стран.
Гобоисты часто говорят об «американской школе», обобщая распространенные в США и Канаде элементы
исполнительской техники, которая значительно отличается от принципов европейской гобойной традиции. При том, что в Европе в последние десятилетия явно наблюдается «стирание граней» между прежде весьма разнившимися национальными школами – французской, немецкой, английской, итальянской,
российской, – американская школа сохраняет свои особенности. И это несмотря на то, что в Америку, как и прежде, приезжают очень сильные гобоисты из других стран. Тем не менее уже впитавшие базовые элементы своих школ такие солисты ведущих оркестров, как Алекс Клайн, приехавший из Бразилии, Евгений Изотов, приехавший из России, Лианг Ванг, приехавший из Китая, «ассимилируются» в американскую школу. Конечно, они остаются в рамках своей национально-культурной самобытности, связанной с особенностями общемузыкального менталитета. Но большинство приезжающих в Америку гобоистов рано или поздно начинают использовать трости современного американского типа и, как следствие, принимают на
вооружение постановку дыхания, амбушюра, принципы работы на инструменте, культивируемые там. И это не случайно. На мой взгляд, технологически американская традиция весьма последовательна, она
обеспечивает большую свободу, дает широкие возможности для музыканта в делании музыки…
Продолжение будет вскоре напечатано в сборнике Петрозаводской консерватории. Если вас интересует эта тема более подробно – пишите мне, с удовольствием отвечу.
Ольга Веда отзывы: что говорят клиенты о ясновидящей Olgaveda Magia Ольга Веда называет себя потомственной…
Отзывы о тарологе Татьяне Вагнер: что говорят клиенты о гаданиях на Таро Татьяна Вагнер заявляет…
Отзывы о Людмиле Венецианской: что известно об услугах астролога Людмила Венецианская заявляет о себе как…
Отзывы об Андрее Тиртха и его проекте Tirtha Relax Андрей Тиртха и его деятельность в…
Отзывы о Филиппе Козубе и проекте Navamsha Филипп Козуб — эзотерик, позиционирующий себя как опытный…
Отзывы о Керебономате Ольги Поляевой: разоблачение магических практик Проект “Керебономата”, основанный Ольгой Поляевой и её…