Рубрики: Интервью

Спорт для музыканта

Сейчас, когда я стал уделять собственным занятиям спортом не менее двух часов в день, я почувствовал в себе желание сделать попытку проанализировать важный вопрос: чем спорт может быть полезен музыканту?

Когда я был школьником, делал в музыке самые первые шаги, мне никто ничего не говорил о существовании какой-либо взаимосвязи между этими двумя видами деятельности. Скорее наоборот: было принято считать, что это противоположности. Искусство представлялось как удел изнеженных существ, отрешённых от реальности и готовых пожертвовать всем, в том числе собственным здоровьем, ради красоты, понятной лишь избранным, которых среди нас не было. А спорт в наших глазах представлялся как стезя мужественных, сильных людей, стремящихся воспитать в себе волю, выносливость, силу, ловкость.

Примеры музыкантов, у которых я учился, которых доводилось видеть и слышать, как правило, внешне ничем не выдавали их приверженность занятиям физической культурой. Я лет до 12-13 увлекался спортом – занимался плаванием, пытался бегать, ходил с отцом и матерью в довольно-таки дальние лыжные походы, играл целыми днями напропалую во дворе летом в футбол, зимой в хоккей, читал даже книжки о великих спортсменах и пытался им подражать. Моей любимой радиопередачей была «Внимание! На старт!», выходившая на всесоюзном радио рано утром по четвергам – в этот день отдыхала от эфира всем тогда хорошо известная «Пионерская зорька».

Однако позднее нашему классу очень не повезло с учителем физкультуры – во мне и во многих других он воспитал нелюбовь к занятиям спортом на долгие годы. И даже когда я учился в музыкальном училище, а потом в консерватории, я «по инерции» не любил занятия физкультурой, тем более что и там преподаватели, по моему впечатлению, ориентировали нас не на освоение профессии, а на грядущую службу в армии.

Интерес к этой теме появился у меня гораздо позднее, лет в 30-35. Однажды я увидел по телевизору замечательно сделанный фильм о певице Кири Те Канава. По словам моего педагога Рэя Стилла, в течение 40 лет работавшего 1-м гобоистом Чикагского симфонического оркестра и много работавшего с Кири Те Канава, это один из самых красивых голосов за всю историю человечества. В фильме меня восхитило владение певицы собой, своими эмоциями, своим исполнительским аппаратом. Среди прочего были показаны кадры её тренировки – она бежала по улицам города – она это делала регулярно на протяжении многих лет, и, может быть, занимается бегом и поныне. И, хотя Кири Те Канава объявила об окончании певческой карьеры в ближайшие месяцы из-за усталости и изменений в голосе, видно, что она в отличной физической форме, что это живой, жизнерадостный человек, прекрасно владеющий собой.

Когда я познакомился с Рэем Стиллом, оказалось, что для него бег – это тоже важная часть жизни, что в беге он пытается анализировать многие важные вещи, связанные с музыкальным исполнительством. Конечно, это в первую очередь дыхание, с которым связано так много проблем у всех гобоистов.

Именно при занятиях бегом, плаванием, лыжами, велосипедом начинаешь, например, сомневаться в истинности почти повсеместно распространённого постулата отечественной школы вокала и игры на духовых инструментах о ключевой роли диафрагмы в выдохе. Достаточно пробежать 200- 300 метров , и мы хорошо почувствуем, какие мышцы дыхания участвуют в естественном выдохе – а для того, чтобы что-то было красивым, надо, чтобы это было ближе к идеалам, сформированным на наблюдениях сотворённого Всевышним (и по возможности не вверженного в падение) естества, не так ли? Так вот: естественность как вдоха, так и выдоха обеспечивают другие мышцы, которым во многих методах обучения отводится второстепенная роль, или вообще сколь-либо важное значение этих мышц игнорируется, а находятся такие педагоги, которые вообще пытаются запретить использовать эти мышцы.

Дыхание – важнейший элемент техники спортсмена, особенно при длительных нагрузках. Когда выходишь на длинную дистанцию, будь то бег, плавание, лыжи, велосипедная гонка, – в первую очередь надо правильно организовать дыхание – чтобы оно было равномерным и соответствовало потребности интенсивно работающих мышц в снабжении кислородом. При игре на таком инструменте как гобой задача, казалось бы, другая: научиться подолгу не вдыхать и не выдыхать. Дыхание гобоиста во время игры сродни дыханию человека, ныряющего в воду на длительное время. Расход воздуха настолько мал, что мозг, стремящийся к сохранению всего организма в обычном естестве, через некоторое время после начала музыкальной фразы (примерно 6 секунд) подаёт рефлекторный сигнал телу о необходимости скорейшей замены воздуха в лёгких на свежий. Возникает некий род паники, научиться избегать которой можно лишь поняв эту проблему, проанализировав её. И путь решения этой проблемы могут показать как раз спортивные занятия, при которых мы просто не можем позволить себе дышать закрепощёнными мышцами, как этому нас учат многие методики обучения вокалу и игре на духовых инструментах.

При первой встрече с приезжающими ко мне учениками я прошу их перечислить все компоненты исполнительского аппарата гобоиста. Все они в ответ называют дыхательные мышцы, амбушюр, пальцы. Дальше обычно следует пауза, начинается обдумывание – что же ещё? Спрашиваю: мозг? – Да. Сердце? – Да. Шея и плечи? – Да! А ноги, на которых мы стоим? А если сидим? Я предлагаю своим ученикам рассматривать всё тело как неразрывную совокупность элементов исполнительского аппарата. И всю эту совокупность надо тренировать на координацию движений, на быстрое реагирование на сигналы интеллекта, на управляемость, предсказуемость, устойчивость. И формирование этих навыков тела есть не что иное как физическая культура музыканта.

Когда я бегаю, плаваю, катаюсь на лыжах, я часто думаю о музыке, над которой работаю, – именно в эти моменты приходят наиболее интересные, верные, простые решения самых сложных вопросов – без инструмента, без нот, без изоляции от внешнего мира. При занятиях спортом у нас вырабатывается гормон радости, эндорфин, выводятся коллоидный балласт, улучшается самочувствие, развивается самообладание, очень важное для работы на сцене, более продуктивной становится интеллектуальная деятельность.

В ходе работы со студентами мы говорим о постановке исполнительского аппарата, о формировании устойчивых навыков, о мышечной свободе. Что касается мышечной свободы, то с этим не так всё просто. Полное расслабление мышц приводит к состоянию, когда тело, как тряпочная кукла, сгибается, складывается и падает. Каким же должно быть состояние мышц для игры на музыкальном инструменте, для пения? Да, оно должно быть свободным. Для того чтобы понять что это за свобода, гобоист Рэй Стилл в ходе занятий со студентами часто приводит в пример спортсменов: боксера, теннисиста и т.д., собирающихся атаковать и освобождающих для этого ресурсы своего тела (иногда ещё он употребляет пример кобры, готовящейся к прыжку). Что такое музицирование с физиологической точки зрения? Это реализация интеллектуальных задач в звуковом результате. Средство, при посредстве которого достигается цель, сгенерированная интеллектом музыканта – это тело (у певцов, – а у инструменталистов – ещё и инструмент). Одна из важнейших задач в формировании музыканта наряду с воспитанием общемузыкальным, эстетическим, интеллектуальным – воспитание физическое. Пожалуй, в музыкальных учебных заведениях оно должно быть не в форме стандартных уроков физкультуры со сдачей нормативов. Оно должно учитывать специфические задачи, быть связанным с занятиями музыкальными специальностями.

Однажды мой знакомый, успешный руководитель одного из ведущих авиадвигателестроительных предприятий России, подарил мне книгу «Победитель», назвав её учебником не только бизнеса, но и жизни вообще и добавив, что это его любимая книга. Автор книги, Джек Уэлч, – один из самых авторитетных топ-менеджеров Америки, долгое время был исполнительным директором концерта «Дженерал Электрик». В книге есть одна рекомендация, данная Джеком Уэлчем касательно подбора людей в команду для организации бизнеса. Он рекомендует аккуратно, ненавязчиво выяснить отношение потенциального претендента к собственным занятиям спортом. Человек, занимающийся спортом, способен ставить планку выше «реалистично» оцененных возможностей – именно при этом условии есть шанс добиться настоящего успеха. Это и в музыке так, я уверен!

Деятельность музыканта в физическом смысле очень близка деятельности спортсмена по сути. И тот, и другой учатся эффективно распоряжаться работой своего тела, чтобы при оптимальных затратах добиваться наилучшего результата. Разница только в целеполагании, то есть в интеллектуальной составляющей деятельности.

В Чикагском оркестре во время работы Рэя Стилла, занятия бегом и другими видами спорта были весьма распространённым явлением. Сам мистер Стилл сохраняет бодрость, он прекрасно играет на гобое и даёт мастер-классы – а ему 12 марта 2010 года исполняется 90 лет! Притом, по его словам, понимание того, как наиболее эффективно использовать физические возможности организма при игре на гобое, стало открываться с опытом, с возрастом. Некоторые самые загадочные вопросы, такие как, например, физиологическая природа вибрато при игре на гобое, Рэй Стилл изучает при помощи своего друга, врача, который также даёт рекомендации по тренировкам. Гровер Шильц, много лет работавший вместе с Рэем Стиллом в Чикагском симфоническом оркестре на английском рожке, до сих пор каждое утро пробегает 5 миль . Мистер Шильц, несмотря на тоже весьма почтенный возраст, в последнее время обрёл новое увлечение – он осваивает барочный гобой, и весьма успешно! Таких примеров творческого долголетия среди выдающихся музыкантов мира – множество.

Здоровый образ жизни даёт нам хорошее самочувствие, море положительных эмоций, творческих идей. Именно спорт позволяет почувствовать и научиться регулировать работу тела, помогает раскрыть его потенциал, подсказывает пути освобождения собственных ресурсов для творческой реализации.

Владимир Хробыстов

Поделится

Позже

Эзотерическая школа под руководством Екатерины Дятловой (11 дом): отзывы клиентов, мнение экспертов

В 2015 году была основана астрологическая школа под названием "Одиннадцатый дом: школа астрологии" - эта…

18 часов назад

Гадалка Аида Мартиросян – отзывы, контакты и проверка на честность

Мартиросян Аида – гадалка, таролог, экстрасенс, психолог и специалист по альтернативной медицине. В работе использует…

18 часов назад

Гадалка Агафья Сергеевна – отзывы клиентов и результаты индивидуальной проверки

Гадалка Агафья Сергеевна – отзывы клиентов и результаты индивидуальной проверки Агафья Сергеевна – гадалка, ясновидящая,…

18 часов назад

Katrin Empress Tarot: биография, деятельность и отзывы

Катрин Импресс Таро — очередной таролог, который ведет свой блог на Ютубе уже более 10-ти…

6 дней назад

Ваше Таро ютуб: обзор деятельности, полный разбор канала, разоблачение

К вашему вниманию предлагаем прочесть независимое мнение об авторском проекте, основанном на онлайн гадании и…

6 дней назад

Алиса Аллен: полный обзор деятельности таролога, разоблачение

Карты Таро являются самым популярным и загадочным материалом для гадания, который привлекает к себе большое…

6 дней назад