Мнение: Парадокс Марии Шукшиной

02.06.2022, 21:56, Разное
  Подписаться на Telegram-канал
  Подписаться в Google News
  Поддержать в Patreon

Вот еще интересный момент из личной практики: спустя 100 дней могу с достаточным основанием отметить на примере моего блога, что количество донатов с 24 февраля уменьшилось примерно в 5-6 раз. В общем – до крайне незначительных величин. Причина, думаю, для всех очевидна: пишу я так же, перо не затупилось, но – если раньше моя позиция по противостоянию вакцинобесию и коронабесию нравилась читателям, то после 24 февраля мы с моей аудиторией радикально разошлись: говоря словами Остапа Бендера, ей нравится строить социализм война, а мне – нет.

В принципе, отрадный факт: из него следует, что поток донатов – достаточно живое и совсем не бездумное явление. Можно сказать, что это реальная обратная связь – даже более реальная, чем просто «лайки» или даже количество комментариев. Делаешь что-то, что читателям по нраву – поток донатов растет; наступаешь им на мозоль – иссякает.

Можно, конечно, сделать скидку на общее обнищание населения и резкое затуманивание любых перспектив для тех, кто живет в России – это да; но в 6 раз – тут явно не только в нищете дело. Это явно высказанное «фе!»

Собираюсь ли я как-то корректировать свою позицию под воздействием «общественного мнения»? Естественно, нет. Под воздействием мнения можно разве что уйти из ЖЖ – раз уж он перестал приносить даже те жалкие крохи, которые приносил. Интереснее задуматься о причинах: почему народ с достаточным энтузиазмом поддерживал весьма радикальное противостояние ковидобесию (что читалось как вполне либеральное по сути отстаивание гражданских свобод) – и потом вдруг с не меньшим энтузиазмом встал на совершенно провоенные позиции (что читается как абсолютно антилиберальное, практически фашистское и одновременно «новонормальное» поведение?)

Причина, думается, в обоих случаях одна и та же. Не сочтите меня зацикленным на некой «идее фикс», но я назову такой определяющий для российского общества фактор, как отсутствие эмпатии. Просто в первом случае этот фактор сыграл неожиданно «в плюс» (и Россия, наряду с Украиной, осталась наименее провакцинированной страной из всех стран как первого, так и второго мира), а во втором – в минус.

Поэтому самые ярые спикеры-«антивакцинаторы», такие как Мария Шукшина и вся партия КПРФ, легко и безболезненно переключились с проклятий в адрес ковидобесия и ВОЗ на полную поддержку «спецоперации», а большинство ярых радетелей за ношение масок и поголовное вакцинирование, типа Шендеровича, с ужасом и проклятиями отъехали за рубеж. Первые продемонстрировали, что они в самом деле «плоть от плоти народной», вторые – что они с эмпато-эктомированным народом не имеют ничего общего и всю предыдущую жизнь жили в постоянном ужасе перед ним, а СВО лишь стало последней каплей.

Почему так? Просто дело в том, что еще предыдущее «антивакцинаторское» движение, будучи действительно массовым, являлось на самом деле неоднородным: в него входил небольшой слой людей с настоящим, в подлинном смысле слова либеральным сознанием (то есть те, для кого слова типа «гражданские права», «свобода», «убедите, а не принуждайте» не являются пустым звуком) – и гораздо больший, а на самом деле – подавляющий массив основного населения бывшего СССР без какой-либо эмпатии, которого во фразе «наденьте маску, чтобы спасти бабушку» больше всего бесило не отсутствие какого-либо научного обоснования причинно-следственной связи, а само упоминание о «бабушке» как таковое.

Главным вопросом у второй, подавляющей части был: «А почему я должен думать о какой-то бабушке??»

Действительно, почему? Какое дело свободному и самодостаточному жителю страны до какой-то посторонней (да хоть бы и своей!) бабушки-старушки? Почему он должен в чем-то ограничивать СЕБЯ ради нее?! Ответ на этот вопрос повисал в воздухе, поскольку в самом деле – для человека без эмпатии, то есть способности сопереживать другому, ответа на него нет.

Это НЮАНС, и я, как либерал, предпочитал закрывать на это глаза, типа – какая разница, почему именно, с какой мотивацией человек решил стать твоим сторонником? Важно, что он сторонник! Если человек против ношения бесполезных масок и не хочет вливать в себя вредные или как минимум бесполезные «вакцины» – какая разница, что он при этом на самом деле думает и чем ДЛЯ СЕБЯ объясняет свою позицию? Как пелось в любимой песне немецких коммунистов (многие из которых потом без особых душевных мук стали фашистами):
«Ты войдешь в наш единый рабочий строй
Потому что рабочий ты сам!»

Но вот наступила СВО – и, как всякая война, она сорвала все и всяческие маски. Человеку, которому наплевать на бабушек в своей собственной стране, естественно, тем более сто раз накласть на бабушек, дедушек, девушек и младенцев в стране чужой. Бывшие союзники в борьбе с масками и «вакцинами» впадают сначала в недоумение, а потом во всю большую ярость, когда им кто-то, к кому они раньше прислушивались, начинает говорить про смерти и разрушения, про гибель какого-то там «мирняка», про страдания ночующих в подвалах… Они искренне НЕ ПОНИМАЮТ. Лишенные эмпатии, они не в состоянии почувствовать ничего из того, о чем им пытаются сказать и рассказать, а главное – не понимают, почему они должны это чувствовать?! С какой стати? Назовите рациональные причины!

Люди умирают? Ну и что?

При этом они готовы ТЕРПЕТЬ. Опять-таки – нация без эмпатии может дать фору многим другим как раз в готовности терпеть, «переносить тяготы и лишения». Почему – легко понять. Ведь эмпатия обладает своего рода мультиплицирующим эффектом. Если страдаешь ты сам, а рядом с тобой страдают другие – ты, обладая эмпатией, воспринимаешь и страдания других как свои, берешь на плечи дополнительный груз. Так и свихнуться недолго. А если эмпатия «отключена» еще в заводской комплектации – твоя мера страданий всегда в единичном экземпляре. Правда, и тебе самому никто никогда не посочувствует – но мы же, Люди Совка, к этому привычные, не так ли. На худой конец – нажремся и начнем с утроенной силой жалеть сами себя, известный национальный способ решения проблем.

Так что всё логично, всё отработано.

Ну а я со своими «гражданскими правами», как тот барон Мюнхаузен со своим «32 мая» – вновь в микроскопическом меньшинстве. В общем, непросто в Стране Утраченной Эмпатии. Но мы, опять же, привыкшие. Тем более, что и в кругу людей с эмпатией и «светлыми лицами», как показал нам тот же ковид, гражданские права тоже никому не нужны.

Что ж, пусть никто не уйдет обиженным.

Источник: Размышления вольного социолога



Смотреть комментарииКомментариев нет


Добавить комментарий

Имя обязательно

Нажимая на кнопку "Отправить", я соглашаюсь c политикой обработки персональных данных. Комментарий c активными интернет-ссылками (http / www) автоматически помечается как spam

Политика конфиденциальности - GDPR

Карта сайта →

По вопросам информационного сотрудничества, размещения рекламы и публикации объявлений пишите на адрес: [email protected]

Поддержать проект:

ЮMoney - 410011013132383
WebMoney – Z399334682366, E296477880853, X100503068090

18+ © 2002-2021 РЫБИНСКonLine: Все, что Вы хотели знать...

Яндекс.Метрика