[Его часто] Видели, но редко слышали. Лысый усатый Павел Палажченко был тем человеком, который видел завершение холодной войны вблизи и сделал свой голос услышанным в новой книге, сообщает Оливер Кэрролл из Москвы.
Oliver Carroll
Павел Палажченко с Михаилом Горбачевым (справа) и Рональдом Рейганом на саммите в Рейкьявике, 1986 год (Wally McNamee/CORBIS/Corbis via Getty Images)
В следующем году исполняется тридцать лет со дня распада Советского Союза , и этот [тектонический] сдвиг примечателен не только своей значимостью, но и относительным отсутствием кровопролития, которое сопровождало распад. То, что пятнадцати республикам и советскому блоку было спокойно позволено идти своей дорогой, было бесспорным достижением того времени, и особенно Михаила Горбачева .
Но позднесоветский период и последующие годы не доставили большой радости большинству из тех, кто его пережил, и это сделало 90-летнего Горбачева популярной мишенью для популистов на протяжении всей постсоветской истории России. Самые близкие к нему люди признаются, что не ждут, что нынешняя элита решит каким-то образом отметить эту годовщину.
Павел Палажченко, который в течение шести захватывающих дух лет, с 1985 по 1991 год, был верным помощником-переводчиком Михаила Горбачева, говорит, что широкая внутренняя критика бывшего лидера в обществе происходит в основном от незнания. По его словам, действительно было сделано много ошибок, и Горбачев сам признает это, но было бы «абсурдно» обвинять его в том, что с тех пор очень многое пошло не так.
«Делать его козлом отпущения 30 лет спустя, когда у [других] президентов было достаточно времени, чтобы сделать что-то по-другому, – безумие», – говорит он The Independent . «Но отсутствие признательности за то, что он сделал, – это не его проблема, это проблема России».
Мало кто находился в лучшем положении чтобы судить о метаморфозах конца двадцатого века, чем г-н Палажченко. От скромного начала в Подмосковье – к английскому языку его привлекли мать-учительница и любовь к The Beatles – до переводчика самого высокого уровня, какое-то время был одним из самых узнаваемых советских лиц на Западе.
Палажченко, с его фирменной сутулостью переводчика, усами, лысеющей головой и темным костюмом был неотъемлемой частью бесед с гигантами эпохи: Маргарет Тэтчер, Рональдом Рейганом, Джорджем Бушем-старшим, Гельмутом Колем. Многие из этих исторических личностей уже покойники (90-летний «боец» Горбачев – заметное исключение), – но они воскрешены на страницах новых мемуаров г-на Палажченко «Время и профессия», опубликованных на русском языке в начале декабря.
Эти воспоминания соединяют воедино всю жизнь переводчика – от детства до саммитов «холодной войны» между Рейганом и Горбачевым в Женеве (1985 г.) и Рейкьявике (1986 г.), которые открыли путь к заключению договоров о массовом сокращении вооружений.
Они напоминают о многих забытых позициях того времени: Маргарет Тэтчер, например, инстинктивно выступала против воссоединения Германии. (Она боялась, что изменения будут «слишком серьезными для Центральной и Восточной Европы», – вспоминает г-н Палажченко, а новая могущественная Германия «нанесет ущерб» интересам Великобритании на континенте.)
«Отсутствие признательности за то, что сделал Горбачев, – это не его проблема, это проблема России».
Бывший дипломат, который признает, что у него сложилось противоречивое мнение о «большем, чем жизнь» британском лидере, говорит, что союз между Тэтчер и Горбачевым был одним из главных двигателей того времени. Правый премьер-министр рано поняла, что Горбачев – советский лидер нового типа, он говорит: «Они поладили, несмотря на то, что в философском отношении были очень, очень разными людьми. Между ними никогда не было никаких личных противоречий, и Маргарет Тэтчер больше других верила, что Горбачев действительно искренен, что он говорит правду».
Михаил Горбачев в 1989 году (Getty Images)
Тэтчер поддерживала его даже отойдя от дел. Она особенно критически относилась к отсутствию поддержки Михаила Горбачев в трудные недели после встречи G7 в июле 1991 года. Ее интуиция её не подвела: месяц спустя, сторонниками жесткой линии была предпринята попытка военного переворота, после которой позиция реформатора, зачинателя перестройки стала несостоятельной.
«Тэтчер была права, Запад мог бы сделать больше, чтобы помочь», – вспоминает Палажченко. «Но, честно говоря, не намного больше, поскольку корни и проблемы были в основном внутренними».
Рассказ человека в комнате также проливает свет на другой важный вопрос отношений СССР и Запада: расширение НАТО. Президент РФ Владимир Путин регулярно ссылается на обещание, якобы данное Соединенными Штатами советскому руководству, не продвигать НАТО на восток. Для г-на Путина это повод для его граждан опасаться Запада. По словам Палажченко, он «по какой-то причине» ошибается.
Бывший советский дипломат говорит, что, безусловно, было обещание, данное Джеймсом Бейкером, госсекретарем США при Джордже Буше-младшем, но это обещание касалось только нейтралитета Восточной Германии. Он добавил, что американцы, со своей стороны, выполняют условия сделки, защищая страну бывшего советского блока от крупных военных объектов и ядерного оружия.
«Просто невозможно, чтобы Восточная Европа обсуждалась в подобных терминах», – говорит переводчик. «Это означало бы внесение поправок в Североатлантический договор, в котором говорится, что НАТО является открытой организацией».
Г-н Палажченко уверен, что те, кто сегодня продвигает идеи, понимают эту реальность. Он слишком дипломатичен, чтобы обвинять их в лицемерии, но намекает на глубинные различия в мировоззрении. Отношения между Горбачевым и Путиным сложные, хотя и «взаимоуважительные».
«Горбачев довольно открыто высказывал свои позиции по нынешнему международному положению России», – говорит переводчик. «Ни для кого не секрет», что его бывший босс сетовал на отсутствие доверия между США и Россией. Или что ситуация вряд ли скоро улучшится, учитывая хорошо известную враждебность между Владимиром Путиным и новым президентом США Джо Байденом. Не говоря уже о последствиях явно спонсированного государством отравления лидера оппозиции Алексея Навального.
Но неоспоримая напряженность не означает, что две стратегические сверхдержавы не могут найти взаимопонимание, говорит Палажченко. Существуют «очевидные области сотрудничества в стратегической сфере», и остается еще время – «год или два», чтобы спасти основные рамки стабильности времен холодной войны, которые он помогал согласовывать.
Первым шагом было бы продление нового договора о сокращении стратегических вооружений, срок действия которого истекает в феврале, а затем переговоры по его преемнику. Договор о РСМД, касающийся ядерных ракет меньшей дальности, отклоненный администрацией Трампа в прошлом году, также может быть «возрожден» в той или иной форме при наличии воли с обеих сторон.
«Идея мира без ядерного оружия сейчас не популярна ни в администрации США, ни в правительстве России», – говорит Палажченко. «Но если вы посмотрите на то, что уже было сделано, и это огромное сокращение количества ядерного оружия, особенно количества развернутого ядерного оружия, направление движения по-прежнему остается».
-н Палажченко сказал, что не было бы идеализмом думать, что уроки эпохи Горбачева могут быть извлечены будущими политиками.
«Это были непростые времена для Горбачева или любого из людей, которые с ним работали, – говорит он, вспоминая мучительные последние дни своего босса перед его отставкой в декабре 1991 года. Но я думаю что в тех обстоятельствах Горбачев вел себя с большим достоинством».
Будет ли следующая передача власти отмечена такой же величественностью?
«Этого я не знаю, – говорит он, – и уж точно не знаю, увижу ли я это при жизни».
Лютвия Асланбековна является магом, нумерологом и мастером по картам Таро, оказывает консультации. Ведет личный блог…
Татьяна Калинина – астролог, основатель и преподаватель школы «Альфа» (или «Ашвини»). В рамках популяризации методик…
Таша Игошина не только астролог, но нумеролог и хиролог. Ее прогнозы часто встречаются в известных…
Станислава Бояркина основала школу обучению космоэнергетики и астрологии, в которой является директором и преподавателем. Составляет…
Павел Павлович Глоба - астролог, телеведущий, радиоведущий и писатель. Краткая биография Павел Глоба родился в…
Наталья Аси позиционирует себя как “родовой” белый маг. Она не прячет свои фотографии, но настоящие…