Ответственность против технологий

31.08.2020, 15:45, Разное



Эксперты — о перспективах и главных проблемах российских беспилотных машин популярным языком.

Испытания беспилотного авто. Петр Ковалев / ТАСС

Дорога, а в дороге — МАЗ,

Который по уши увяз.

В кабине — тьма, напарник третий час молчит.

Хоть бы кричал, аж зло берёт —

Назад пятьсот, пятьсот вперёд,

А он зубами «Танец с саблями» стучит!

Спустя полвека после создания этой знаменитой песни Высоцкого маршруты наших дальнобойщиков в Сибири и у Полярного Круга короче не стали. Населения в тех краях тоже не прибавилось, и казалось, так будет вечно. Но против всех ожиданий технологии повернули заснеженные зимники так, что вскоре все может измениться: некому будет простить струсившего напарника, да и напарника больше не будет.

Совместно с КАМАЗом и правительством Ямало-Ненецкого АО специалисты «Газпром нефти» отправили на дороги между своими промыслами беспилотные автоколонны.

За управляемым головным грузовиком шло по двадцать беспилотных.

В местах, где нет и никогда не было пешеходов, поворотов, встречного потока, обочины и разделительной, где зачастую можно ехать в любом направлении и твердо считать выбранное дорогой можно запускать беспилотные проекты, не оглядываясь на разделение гражданской ответственности. Уникальная география и демография Русского Севера позволила воплотить начинания, которые в других местах планеты пока рассматривают как преждевременные.

Фото: Егор Алеев / ТАСС

Новости о беспилотных машинах в РФ встают в новостные ленты все чаще и чаще. Нынешнюю уборочную ведущие агрокомплексы Калининградской и Ростовской областей начали с помощью беспилотных комбайнов Ростсельмаша, оборудованных системой российской компании Cognitive Agro Pilot. Это совместная программа со Сбербанком, но гораздо ранее наши специалисты внедрили систему управления беспилотной сельхозтехникой в Татарстане, Белгородской, Томской, Курганской областях, в Бразилии, США и Китае. Наивный восторг молодого тракториста из фильма «Дело было в Пенькове» в исполнении Вячеслава Тихонова, мечтавшего о беспилотных комбайнах при коммунизме, стал явью — эти комбайны в РФ построили. С коммунизмом как-то не задалось.

Тихо и незаметно, в условиях охватившего Москву карантина, с марта этого года от самой редакции «Новой газеты» на свой ежедневный маршрут от Потаповского и далее через Сверчков, Армянский и Кривоколенный переулки отправляется первый полностью беспилотный автомобиль Московского автодорожного института (МАДИ), выполняющий стандартные обязанности паркона ГКУ «ЦОДД» — контроль правил парковки на маршруте следования. Он и раскрашен, как паркон, только привязан к недавно созданной полной цифровой карте Москвы. Беспилотный транспорт пришел к нашему порогу.

Сегодня мы публикуем мнение о его будущем в наших городах двоих экспертов, участников недавнего разговора в видеоформате на сайте «Новой». Это взгляд оптимиста и консерватора. Но оба не сомневаются в скором внедрении этой технологии.

КАРТОЧКА ЭКСПЕРТАКирилл Жанайдаров

Руководитель проекта, Фонд «Сколково»

Профессиональную карьеру начал в ОАО «ИНТУС» и занимался информационно-аналитическим сопровождением деятельности правительства Москвы, далее перешел на работу в АНО «Дирекция Московского транспортного узла» и отвечал за комплексное развитие транспортной системы Московского региона, с 2014 года присоединился к команде Фонда «Сколково» в должности руководителя проекта развития транспортной инфраструктуры. Область ответственности — развитие транспортных сервисов, внедрение передовых транспортных технологий в городскую среду, развитие электротранспорта и транспорта с высокой степенью автономности.

«Где место РФ в мире беспилотного транспорта?» — пожалуй, самый распространенный вопрос, который можно услышать от людей. В настоящее время наиболее известным и цитируемым является рейтинг компании KPMG, в котором на основании четырех критериев (политика и законодательство, технологии и инновации, инфраструктура, уровень принятия пользователями) РФ занимает 22 место из 25 участников рейтинга. На самом деле, если более детально рассмотреть сам рейтинг, то становится очевидным, что мы безосновательно «отодвинуты» настолько далеко. Постараюсь это продемонстрировать.

Так где же оно — реальное место РФ в таких рейтингах? Существенно ближе к первой пятерке, чем кажется. Давайте по порядку.

Законодательство

Сегодня у нас ведется активная работа по корректировке существующих нормативных правовых актов и разработке новых. Для этого существует ряд площадок, в том числе таких как рабочая группа НТИ «АвтоНЕТ». В результате этой работы на уровне правительства утверждена дорожная карта с четкими сроками по подготовке необходимой законодательной базы.

Надо упомянуть и принятое в 2018 году постановление правительства о проведении в Москве и Республике Татарстан эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств. Оно уже сейчас позволяет тестировать беспилотные машины в реальных городских условиях. К слову, редкий участник (страна) приведенного мной рейтинга обладает такими возможностями.

Не стоит забывать и о предложенных доработках законодательства со стороны Яндекса и Сбербанка. В РФ рынок активно формирует государственную повестку, которая направлена на форсирование сроков максимального масштабирования и коммерциализации технологий автономного вождения, которые для обычного человека объединены понятием «беспилотный транспорт».

Технологии

В этой области мы можем дать фору очень многим. Вы только оцените «скромные» достижения команды Яндекса: флот в 130 беспилотных автомобилей, пробег 6,5 млн км по дорогам общего пользования и 10 тысяч пассажирских поездок, а также тестирование машин на дорогах Израиля и США. Существенно? Конечно. А еще у нас есть Когнитив Технолоджис, КамАЗ, НПО Старлайн, Base Track, замечательные университетские команды. В зарождающуюся индустрию активно заходит, как выражаются нынешние бизнесмены, Сбербанк.

Еще один интересный факт. В декабре 2019 года на автополигоне МАДИ в Московской области состоялся финал технологического конкурса Up Great «Зимний город» (организаторы — Фонд «Сколково», РВК и АСИ). Его задачей было создание и демонстрация беспилотного автомобиля, способного передвигаться по городу в условиях русской зимы на уровне среднестатистического водителя. Лучший результат в ходе первого в РФ массового заезда беспилотников в зимних условиях показала команда из Санкт-Петербурга StarLine.

Их автомобиль смог преодолеть маршрут в 50 км за 4 часа (с учетом начисленных штрафных минут за нарушения правил дорожного движения). Да, технологический барьер конкурса Up Great «Зимний город» не был преодолен, но результаты финальных испытаний показали, что российские технологии имеют все перспективы для конкуренции на рынке беспилотников.

Да что уж конкурсы? В Москве ГБУ Мостранспроект выпустил на центральные улицы беспилотный паркон, выписывающий штрафы за неверную парковку. Беспилотники уже активно идут не только в область личного транспорта, но и логистики. Многие, возможно, читали, как Газпромнефть совместно с КамАЗом автоматизирует транспорт на своих месторождениях.

Инфраструктура

Реализуется масштабный проект платформы «Автодата», активно внедряются сервисы V2X, V2V, начала развиваться сеть 5G.

СПРАВКА«Автодата» —

платформа формирования уникального в мировом масштабе массива больших данных в автомобильной сфере, необходимого для взаимодействия автомобильных платформ с внешней цифровой дорожной инфраструктурой. Используя этот ресурс, компании смогут создавать конкурентоспособные на мировом рынке продукты и услуги, приложения для пользователей автомобильного транспорта, для городских операторов интеллектуальных транспортных систем, дорожных служб, страховых, лизинговых и логистических компаний и других пользователей.

Сервисы V2V —

это сервисы, направленные на «общение» и обмен данными между автомобилями, в том числе беспилотными. Например, первый беспилотник, объезжающий место аварии, строит оптимальную траекторию, замедляя скорость, но информирует о координатах аварии идущие следом машины, которые строят идеальный путь уже заранее.

V2X —

взаимодействие с любыми объектами и инфраструктурой. Машина получает информацию непосредственно с датчиков, например, о сигнале светофора или наличии машин на перекрестке, причем не с камер или сенсоров автомобиля, а с датчиков, расположенных на объектах инфраструктуры.

Наличие этой сети мобильной связи последнего поколения в рейтинге KPMG является обязательным условием для высоких баллов. Но, по моему мнению и суждениям моих коллег, такое условие в целом крайне спорно: надежность всей системы с участием 5G пока вызывает сомнения.

Активно создаются полигоны для тестирования беспилотных машин. Есть полигон НАМИ, активно работает полигон на территории инновационного центра «Сколково», машины тестируют в Иннополисе в Татарстане, Москва декларировала планы по обустройству собственного полигона. Работа ведется и в области правовых аспектов будущей индустрии именно в части инфраструктуры.

Принятие пользователями

Последний, августовский, опрос пользователей в РФ выдал сумасшедшие цифры: величина принятия беспилотного транспорта будущими потребителями достигла 77%. А ведь в рейтинге KPMG — мы предпоследние по данному показателю. Мистика. Тем не менее отмечу, что по всем показателям беспилотные технологии в РФ развиваются очень активно. Нам есть что предложить своим гражданам и миру. И самое главное — мы ни в коем случае не отстающие, мы гораздо ближе к группе лидеров.

  • Кирилл Жанайдаров
  • КАРТОЧКА ЭКСПЕРТААндрей Ионин —

    кандидат технических наук, главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», член Совета по внешней и оборонной политике, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского

    Ответственность против технологий

    За беспилотными автомобилями будущее. И с этим невозможно спорить. Слишком много возможностей рождает отстранение человека от руля. Тут и кардинальное снижение аварийности (по оценкам из-за человеческого фактора происходит до 90% аварий), и высвобождение млрд часов личного времени — самого ценного сегодня ресурса, и экономически эффективная пассажирская и грузовая логистика. Расхождения у экспертов не по факту будущего беспилотников, а по срокам его наступления.

    Если следовать за мейнстримом, то главной проблемой видятся сами технологии: лидары, радары, машинное зрение, искусственный интеллект, миллионы строк кода, терабайты накопленных данных. Для наглядности введена даже специальная шкала прогресса, где «автомобиль без водителя» — это пятый высший уровень. По этой шкале нынешняя Tesla не дотягивает до третьего уровня, хотя Маск клянется, что уже в этом году покажет автомобиль пятого уровня.

    Верить Маску или нет — дело личное (хотя финансовые рынки в Tesla верят, и еще как), но нет сомнений, что пятый уровень кем-то из участников этой гонки вскоре будет достигнут. На это брошены все финансовые, инженерные и программистские ресурсы лидеров мирового автопрома, ведущих софтверных компаний, десятков тысяч инновационных стартапов по всему миру. В рамках пилотных проектов, а с 2018 года и в России, тестовые беспилотные машины ежегодно накатывают миллионы километров.

    Комбайн-беспилотник. Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

    В таких условиях быстрый прогресс технических характеристик и цен неизбежен. Если год назад оборудование беспилотного автомобиля от Яндекса обходилось в 400 тысяч долларов, то сегодня — «всего» в 200 тысяч. Продолжив экспоненту, через пять лет выходим на приемлемый для потребителя уровень. По опросам будущих покупателей в США он равен 5–10 тысячам долларов за автомобиль.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ

    Источник: Новая газета



    Последнее из рубрики: Разное


    СМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИКомментариев нет


    Добавить комментарий

    Имя обязательно

    Нажимая на кнопку "Отправить", я соглашаюсь c политикой обработки персональных данных. Комментарий c активными интернет-ссылками (http / www) автоматически помечается как spam

    Политика конфиденциальности - GDPR

    Карта сайта → новости рыбинска

    По вопросам информационного сотрудничества, размещения рекламы и публикации объявлений пишите на адрес: [email protected]

    Поддержать проект:
    WebMoney – P761907515662, R402690739280, Z399334682366, E296477880853, X100503068090

    18+ © 2002-2020 РЫБИНСКonLine: Все, что Вы хотели знать...

    Новости Рыбинска