Американские исследователи выяснили, как в самолетах распространяется грипп и некоторые другие болезни, передающиеся воздушно-капельным путем. При этом выяснилось, что вероятность заражения от бортпроводника выше, чем вероятность заражения от другого пассажира. Но есть много нюансов.

Группа ученых из Национальной академии наук США опубликовала в научном журнале PNAS результаты исследований распространения воздушно-капельных вирусов на примере гриппа, которые они провели на десяти межконтинентальных авиарейсах (восемь из этих рейсов проходили в сезоны вспышек гриппа и простуды). Специалисты не могли использовать на борту самолетов видеокамеры или ультразвуковые и инфракрасные датчики для отслеживания перемещений пассажиров и распространение вирусов из-за требований безопасности, поэтому им пришлось разработать собственную методику.

Исследователи разбивались на пары и садились в разных частях самолета – через пять рядов. Каждый записывал все перемещения пассажиров и членов экипажа, которые видел, в специальное приложение на iPad, а затем эти данные сравнили, чтобы получить полную картину.

Считается, что максимальный риск взаимодействия людей – находящихся в пределах метра друг от друга. Результат получился оптимистичный: шансы заразиться в полете невелики. Хотя для сидящих по соседству с больными сбоку, спереди или сзади – они повышаются на 80 процентов.

Зато для тех, кто сидит на расстоянии двух кресел от больного, риск возрастает всего на три процента. Те, кто находится еще дальше, почти не подвергаются дополнительному риску. Но кроме этого основного фактора, есть и другие, которые могут определить, заболеет ли человек после полета.

На вероятность заражения влияет еще и то, как часто зараженный человек ходит по салону. Это, в свою очередь, зависит от того, где сидит он сам. Исследователи обнаружили, что только 40 процентов пассажиров на местах возле окна встают хоть раз за все время полета, даже если он занимает более пяти часов. Из среднего ряда выбирается 60 процентов пассажиров, а в ряду у прохода любителей размять ноги нашлось 80 процентов. Поэтому носителей гриппа безопаснее сажать у окна.

Гораздо сложнее ситуация, когда болеет бортпроводник. Он много ходит по салону и взаимодействует с пассажирами. В среднем бортпроводник может заразить 4,6 пассажиров за полет. Но исследователи успокаивают: больные члены экипажа оказываются на борту гораздо реже, чем больные пассажиры. При плохом самочувствии они чаще остаются дома или хотя бы принимают средства от простуды, снижающие риск заражения.

Еще исследователи собрали 229 образцов воздуха и поверхностей, которых чаще всего касаются пассажиры. На них исследователи не обнаружили никаких следов 18-ти самых распространенных воздушно-капельных заболеваний. В самолетах накапливается далеко не так много вредных микробов, как считают некоторые пассажиры, но исследователи все равно рекомендуют чаще мыть руки.

Некоторые исследователи не до конца согласны с результатами исследования. Эллисон Макгир, микробиолог из канадской больницы, заметила, что хотя сама работа полезна, расчет рисков в ней основан не на фактическом распространении болезней, а на приблизительных моделях распространения вирусов, которые в самолете могут работать не так, как от них ожидают.

Джейсон Бернем, эксперт по инфекционным заболеваниям из Медицинской школы Университета Вашингтона в Сент-Луисе, считает, что во многих случаях больные бортпроводники все-таки выходят на работу, а средства от кашля – неэффективный способ предотвратить заражение других людей.

К тому же не стоит забывать, что исследование рассказывает только о распространении гриппа и некоторых ОРВИ. Существуют заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем быстрее и на более дальние дистанции. Но даже с учетом всех этих исключений вероятность заразиться во время полета в самолете довольно низкая – с этим соглашаются даже те эксперты, которые критикуют новую публикацию. К тому же данные исследования будут полезны людям с пониженным иммунитетом. При болезнях же медики рекомендуют по возможности вообще никуда не летать.



СМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИКомментариев нет

Последнее: В Сети опубликовали рендерные изображения новой модели пикапа Rivian RV Concept. В свою очередь, производитель анонсировал указанный автомобиль в качестве одного из конкурентов для электрической модели Tesla. В частности, по концептуальным снимкам можно рассмотреть, что инженеры предусмотрели более агрессивный вид, выраженный уникальными решениями. Также следует отметить, что Rivian RV Concept имеет глянцевую отделку, что придает […]

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

новости дня
ваши отзывы