Сейчас в японской прессе появляются материалы, касающиеся истребителя пятого поколения, находящегося на вооружении страны. Как выясняется, аварийные ситуации с боевыми самолётами, которые привели к экстренным посадкам истребителей F-35 выполнялись уже семь раз. Причины – нештатная работа бортового оборудования.

Причем после того, как один из японских F-35 упал в море и разбился серьезно заговорили о том, что программное обеспечение F-35A Lightning II и F-22 Raptor могло быть взломано во время обновления.

Другая версия катастрофы основывается на том, что произошла нештатная ситуация с системой генерации кислорода.

Все F-35 имеют бортовые системы генерации кислорода, или OBOGS, которые подают кислород пилоту в высокой концентрации в виде дыхательной смеси, осуществляя забор воздуха. Концентрации должно хватать для работы на больших высотах. ВВС США, ВМС и Корпус морской пехоты используют OBOGS более трех десятилетий в различных моделях, включая F-16 и F/A-18, а также в некоторых учебных самолетах.

Но с тех пор, как США OBOGS была смонтирована на F-22 Raptor в 2008 году, было зафиксировано более 20 случаев, когда пилоты «Раптор» испытывали симптомы, указывающие на недостаток кислорода, по-видимому, из-за проблем с системой. Один из подобных случаев привел к катастрофе F-22A в ноябре 2010 года.

Низкий уровень кислорода в крови, известный как гипоксия, может вызвать потоотделение, головные боли и головокружение, а также проблемы со зрением, проблемы с принятием решений и, в конечном итоге, потерю сознания. После крушения в 2010 году военные США временно прекратили использовать OBOGS на борту F-22 на время, необходимое для работы над решением проблемы и заменой компонентов в системе.

Несмотря на принятые меры, на некоторых используемых моделях проблема осталась — том числе и на F-35A. Военные не выяснили причину, однако, судя по сообщениям в западной прессе, среди других мер предосторожности увеличили аварийную подачу кислорода, предоставляемую пилотам в случае отказа OBOGS. Грубо говоря, вместо отказа от проблемной системы сделано все, чтобы её сохранить.

Пилот пропавшего самолета провел вираж, после чего резко снизился. Судя по оценке экспертов, подобное поведение после маневра могло бы свидетельствовать о гипоксии, вызванной неисправностью OBOGS. В ряде случаев в сходных ситуациях система подачи кислорода уже давала сбой.

Также не сработала ни одна из систем предупреждения, что тоже вызывает вопросы.

Такие проблемы представляют собой риск в современную эпоху. В наши дни все самолеты, гражданские или военные, заполнены электроникой, требующей сложного программного обеспечения для работы. До сих пор на слуху ситуация с «Боинг-737», недостатки программного обеспечения которого привели к крушению нескольких машин этой серии.

На данный момент невозможно сказать, были ли OBOGS вовлечены в инцидент. Однако ВВС сил самообороны Японии не могут просто модифицировать самолеты, чтобы снять с них OBOGS и использовать системы подачи кислорода, подобные тем, что есть в F-15, основном ударном истребителе Страны восходящего солнца, потому что это нарушит условия соглашения с Вашингтоном. Это является одним из серьезный недостатков при покупке иностранных самолетов.

Параллельно с этой темой сейчас широко предается огласке, что в Соединенных Штатах только каждый четвертый истребитель-бомбардировщик F-35 находится в состоянии полной боевой готовности. Это 27% от всех самолетов данного типа, стоящих сегодня на вооружении американской армии. А каждый второй F-35 способен выполнить только одно боевое задание.

Такие данные содержатся в отчете аудиторов главного контрольно-ревизионного органа Конгресса США — Управления по подотчетности правительства. Значительная часть истребителей вынужденно находится на земле из-за нехватки нужных деталей и задержки ремонтных работ. «Эти самолеты не могли выполнять полеты почти 30% времени с мая по ноябрь 2018 года, потому что для них не было необходимых деталей», — цитирует ТАСС.

В ведомстве подчеркивают, что одной из причин простоя истребителей пятого поколения является отсутствие эффективной базы данных по запчастям и расходным материалам, которая бы позволяла прозрачно отслеживать их местонахождение, стоимость и прочее. Еще одна важная проблема — устаревание уже имеющихся на складах деталей из-за непрекращающейся модернизации F-35. Так, почти половина уже закупленных запчастей не подходят для истребителей, который недавно были приняты на вооружение Корпусом морской пехоты США.

В отчете отмечается, что для эффективной эксплуатации новейших самолетов по всему миру необходимо кардинально улучшить логистическую сеть по поставке запчастей. «Без подробного плана развития сети, Минобороны США не справится с обслуживанием расширяющегося флота F-35», — подчеркивают аудиторы.

А вот норвежская газета Bergens Tidende сообщила, что общий размер расходов на приобретение истребителей F-35 превысит предварительный расчет по данному проекту на 16 миллиардов норвежских крон (почти 1,9 миллиарда долларов). В 2012 году эта сумма составляла 81,6 миллиардов норвежских крон, а сейчас — 97,6 миллиардов норвежских крон.

Издание пишет, что ряд норвежских парламентариев, военных и экспертов опасаются, что повышение затрат по этой статье непреднамеренно повредит другим подразделениям норвежских вооруженных сил.

источники
https://vpk.name/news/275819_specialistyi_ssha_rassmatrivayut_versiyu_kibervzloma_istrebitelya_f35a.html
http://in24.org/technology/36063?utm_source=warfiles.ru
https://topwar.ru/157281-japonija-zapodozrila-chto-propavshij-f-35-haknuli.html

Источник: Мастерок.жж.рф



СМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИКомментариев нет

Последнее: Протоиерей Максим Миняйло, руководитель отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской епархии, заявил, что епархия «поставит под сомнение легитимность опроса ВЦИОМ» о строительстве собора Святой Екатерины на месте сквера.  Согласно данным опроса, обнародованным накануне, три четверти жителей Екатеринбурга (74%) не хотят, чтобы в сквере у Театра драмы построили храм. За то, чтобы на территории сквера появился собор, высказались […]

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

новости дня
ваши отзывы