В Рыбинск приехали с опозданием, но если бы и вовремя приехали на станцию, то поезда не сходятся. Прямого сообщения из Петербурга до Ярославля нет. В Рыбинске пересадка в другой поезд. Пришлось ждать поезда, отправляющегося в Ярославль, часа два. А ждать негде. Рыбинский вокзал переделывается. Станционные здания полуразрушены. Буфет помещается в сколоченном из досок балагане и представляет из себя очень маленький шалашик, а стечение публики большое. Шалашик был заставлен у платформы другим поездом, и попасть в буфет можно было только обойдя поезд. Поезд, идущий в Ярославль, отправляется с другой стороны, носильщик и посоветовал нам сразу перебраться на другую сторону пути. И здесь пришлось перелезать через поезд, да не через один, а через два товарных и один пассажирский, которыми были заставлены пути, прилегающие к противоположной платформе. Пришлось подлезать под товарные поезда, карабкаться через тормоз пассажирского вагона.
Вот и платформа. На ней мы увидели нечто подобное бивуаку, который бывает после крупного пожарища. На платформе этой, крытой только на половину, мы увидели пассажиров, ожидающих поезда в Ярославль и сидевших прямо на полу на своих котомках, узлах и чемоданах. Некоторые трапезовали, некоторые пили чай из жестяных чайников. По всей платформе скамейки не было ни одной. Пришлось и мне с товарищем располагаться лагерем, что мы и сделали. Полуденное солнце так и жарило. Хотелось пить, но до шалашика с буфетом круговым путем было добрых полверсты. Бродили сборщики с книжками и собирали на погорелые храмы. Богомолка с котомкой за плечами просила на билет до Ярославля. Толпы мальчишек, очевидно, детей мелких железнодорожных служащих, играющих в чехарду и задирающих друг друга. Железнодорожного начальства никакого, хотя на одной стороне у платформы стоял поезд, отправляющийся в Петербург. Поезд, направляющийся в Ярославль, подан еще не был…
Н. А. Лейкин. По Северу дикому: путешествие из Петербурга в Архангельск и обратно. Поездка на водопад Кивач. – СПб., 1904. – 208 с.

[nggallery id=9]

На первой фотографии запечатлено здание рыбинского железнодорожного вокзала, построенного в «золотой век» массового строительства в России железных дорог — в 1860-1870-е годы. Автор проекта вокзала выдающийся российский архитектор Карл Карлович Рахау (1830-1880 гг.).
Рыбинско-Бологовская железная дорога соединила город Рыбинск Ярославской губернии с Николаевской железной дорогой в районе станции Бологое в Тверской губернии. Движение по дороге началось в 1870 году.

1860-1870-е годы называют «золотым веком» железнодорожного строительства в России. В этот «век» вошла в строй и Рыбинско-Бологовская железная дорога. Положение о строительстве дороги утвердил император Александр II 12 июня 1868 года. Признавая огромную пользу для города железной дороги, Рыбинская городская дума безвозмездно предоставила строителям дороги часть городской земли и ассигновала строителям 20000 рублей (огромные по тому времени средства) на приобретение под строительство частных и церковных земель. Предстояло построить 279 верст (немного более 280 километров) дороги от Рыбинска до станции Бологое в Тверской губернии для соединения с Николаевской железной дорогой.

Проекты всех наземных сооружений Рыбинско-Бологовской железной дороги, в том числе железнодорожного вокзала в Рыбинске, выполнил выдающийся российский архитектор Карл Карлович Рахау (1830-1880 гг.). Действительный член Академии художеств России. Автор построек в Крыму, Ессентуках, Москве. Это он, К.К. Рахау много воздвиг в Санкт-Петербурге: восстановление реформатской церкви, надгробные памятники в Александро-Невской лавре, перестройка особняка В.А. Меншикова на Английской набережной, вестибюль и зимний сад Аничкова дворца и многие другие.

В июне 1870 года строительство завершилось. Для приема в эксплуатацию в Рыбинско-Бологовской железной дороги создали специальную комиссию. В журнале «Сын Отечества» в номере 25 от 21 июня 1870 в статье «Действия правительства» можно было прочитать: «Комиссия, заключая из свидетельствования Рыбинско-Бологовской железной дороги, что главный путь уложен хорошо, все сооружения построены прочно и тщательно, из материалов должного качества, станционные помещения И жилые строения удовлетворяют назначению и удобны, водоснабжение обеспечено, главные мастерокие оборудованы, телеграф в действии, подвижного состава для движения достаточно, мебель и другие принадлежности станционных контор находятся на местах и личный состава служащих по всем частям для начала движения достаточен, разрешила открыть движение по Рыбинско-Бологовской железной дороге с 4-го сего июня».

В 1902 году железнодорожный вокзал в Рыбинске сгорел. В 1905 году на его месте построили новый, кирпичный вокзал, сохранившийся до настоящего времени.
Здание было удобным и, вероятно, нравилось горожанам, так как С.И. Минаш в своем проекте нового (нынешнего) каменного вокзала, появившегося в 1904-1905 годах, полностью повторил его объемно – пространственную композицию.

Справка. Сима Исаакович Минаш (родился 17 декабря 1877 года, в Мелитополе — умер в Иране в сентябре 1945 года) — российский гражданский инженер, архитектор, караим по происхождению. Происходит от двух мелитопольских караимских родов Минаш и Танатаров.
В 1895 году окончил Мелитопольское реальное училище с аттестатом 1-й ст. и в 1902 году в Петербурге — институт гражданских инженеров с золотой медалью и с надписью в актовом зале золотыми буквами на мраморной доске. По окончании института C. И. Минаш поселился в Петербурге.

Сегодня историческое здание железнодорожного вокзала разрушается. Крыша течет. Штукатурка осыпается.

В 2004 году администрация Ярославской области и Северная железная дорога – филиал ОАО «РЖД» договорились о начале реконструкции вокзала на паритетных началах. В реконструкцию предполагалось вложить 100 млн. рублей. Новое здание вокзала построено, старое …


СМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИОдин комментарий

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

новости дня
ваши отзывы